День народного единства, который отмечается в России 4 ноября, нацелен на консолидацию российского общества на основе ценностей патриотизма, гражданственности, гордости за общее прошлое. В этот день вспоминаются славные страницы истории нашей страны, но особенный акцент делается на событиях более чем трехсотлетней давности – Смутном времени.
Смута стала одним из самых трагических периодов русской истории. Слом государственности, братоубийственное гражданское противостояние, внешнее вмешательство в виде шведской и польско-литовской интервенции – всё это привело к тому, что люди потеряли нравственные ориентиры, перестали ощущать, что хорошо, что плохо. Предательство, измена присяге стали нормой. Не зря в лексикон того времени вошло понятие «тушинские перелёты», означавшее периодическое перебегание придворных от двора царя Василия Шуйского в Москве в лагерь самозванца Лжедмитрия II и обратно.
Смута выявила и ещё одну характерную особенность политической элиты того времени. Люди, твёрдо державшие кормило правления в мирные, благополучные годы, оказались неспособны не то что управлять государством, но даже попытаться дать отпор вторгнувшимся в неё враждебным силам: сначала Лжедмитрию I, а потом польским и шведским войскам. Дороже родной страны им оказалось собственное благополучие, которое они пытались сохранить, присягая и клянясь в верности разным правителям, проводя политику во вред своим же соотечественникам, предавая и старых, и новых покровителей. Символом такого поведения стал боярин Михаил Салтыков, который участвовал в заговоре против Лжедмитрия I, поддержал Василия Шуйского, затем присягнул Лжедмитрию II, наконец переметнулся на службу к польскому королю Сигизмунду III. После Смутного времени Салтыков так и не вернулся в Россию. Остался в Польше.
Мутная волна, поднятая Смутой, порой выносила наверх не самых достойных людей. Купец Фёдор Андронов, также послуживший многим господам, в конце концов стал одним из главных управителей Москвы после оккупации её польским войском. Он постоянно выпрашивал у польского короля поместья и одновременно грабил и обирал москвичей, как только мог. В отличие от Салтыкова он не ушел от наказания. В 1613 г. его казнили за преступления.
Всем известны имена освободителей Москвы и всей России осенью 1612 г. – нижегородского купца Кузьмы Минина и воеводы князя Дмитрия Пожарского. Пожарский не входил в круги высшей московской знати, несмотря на княжеский титул, был воеводой средней руки. Что уж сказать о Минине – торговце мясом из Нижнего Новгорода, которого никак нельзя было отнести к воротилам купеческого сословия. Почему именно они возглавили Второе ополчение, которое в итоге освободило Москву и положило конец самому тяжелому периоду Смутного времени? Почему им, а не знатным боярам и князьями поверили представители всех сословных групп русского общества? Причём не только поверили, но и дали деньги на вооружение войска, и сами встали под знамёна ополчения!
Оказалась, что новая, переломная эпоха нуждается в новых людях. Не тех, которые «грабительством богаты», привыкли повелевать и властвовать из уютных дворцов и тёплых постелей в мирное время. Для спасения страны требовались герои другого склада. Преданные не собственному карману, а интересам народа и страны, не гнавшиеся за чинами и богатством, а главное – честные и верные своему слову и своим обещаниям. «Чтобы помочь Московскому государству, – говорил нижегородцам Кузьма Минин, – не пожалеем ничего, дворы свои продадим, жён и детей заложим, чтобы спасти Отечество!».
После победы ополчения, изгнания поляков из Кремля, Земского собора 1613 г. и избрания нового царя – Михаила Федоровича Романова, Россия потихоньку восстанавливалась. Постепенно удалось разбить мятежные казацкие отряды, грабившие деревни и города в центре и на севере страны, заключить мир с поляками и шведами. Возобновлялись и прежние политические порядки. А что же Минин и Пожарский? После 1613 г. современники уважали и чтили их заслуги во времена Смуты. Однако большого влияния на государственные дела в возрождавшемся русском государстве они не получили. Постепенно власть брали в свои руки не только верные и честные, но и ловкие и хитрые. Всё возвращалось на круги своя.
Однако всё, да не всё. Кто сейчас помнит «изменников» Федьку Андронова да Михайлу Салтыкова? Других бояр и дьяков, кто старался угодить и нашим, и вашим, выживать и выжидать, не поднимая головы? Только специалисты-историки. А памятник освободителям России Минину и Пожарскому стоит на одном из самых почётных мест в России – на Красной площади в Москве. А может, и на самом почётном. Каждый уважающий своё прошлое россиянин должен знать и помнить их имена!