Современные реалии таковы, что неотъемлемой частью жизни каждого человека является управление личными финансами. Но далеко не каждый имеет навыки эффективного управления ими. Одним из путей решения данного обстоятельства является формирование финансовой грамотности как в процессе школьного обучения, так и в процессе среднего полного и высшего образования.
Почти в любом учебном плане подготовки бакалавров присутствует такая дисциплина, как «Основы экономики», содержание которой зависит от образовательного стандарта. Конечно, с учетом направлений подготовки бакалавров, требования к компетенциям обучающегося будут отличаться, что подтверждают учебные планы, например, экономического профиля и учебные планы неэкономического профиля.
Как правило, экономические дисциплины в учебных планах по подготовке выпускников программ неэкономической направленности сводятся зачастую к формированию мировоззрения обучающихся с уклоном на теоретическую наполненность курса.
Несмотря на различные ограничения и условности, вызванные учебными планами, обучающиеся на неэкономических программах, в частности речь идет о студентах Московского государственного психолого-педагогического университета, подготовки бакалавров проявляют порой повышенный интерес к изучению экономики. Конечно, особую активность они проявляют при проведении различных деловых игр и практикумах. Отдельного внимания в программе экономики заслуживают темы формирования личного бюджета, основы экономики семьи и основы предпринимательства, а также налогообложения.
Результаты студенческих работ, например, по анализу личного бюджета позволили выявить, что на первых курсах у большинства студентов в доходной части преобладают карманные деньги, которые они получают от родителей и стипендия, а вот на старших курсах большинство обучающихся уже имеют самостоятельный доход в виде заработной платы, как и то, что они более рационально подходят к формированию и расходованию своего бюджета.
Конечно, очевидно, что, проживая с родителями, студенты первых курсов не готовы самостоятельно вести учет собственных доходов и затрат, что свидетельствует об отсутствии у них навыков финансовой грамотности. Но после выполнения данного задания, многие из них начинают анализировать свой личный бюджет регулярно.
Часто при выполнении данного задания студенты обращаются к программе учета доходов и расходов, предлагаемые банками, банковской картой которых они имеют. Примечательным является обстоятельство, когда студент постоянно, систематически следит за своим личным бюджетом, используя для этого даже самостоятельно разработанные компьютерные программы. Но, как правило, это характерно для людей, имеющих собственную семью, либо свое небольшое дело и желающих при помощи управления личными финансами достичь конкретной цели, например, дорогостоящая покупка.
Многие из обучающихся после выполнения данного задания начинают задумываться об увеличении своих доходов, кто-то даже приходит к идее инвестирования с целью получения регулярного дохода, а также и к уменьшению своей расходной части за счет сокращения отдельных статей затрат. Безусловно, есть и такие студенты, которые ограничиваются лишь выполненным заданием с целью получения зачета.
Хочется надеяться, что навыки управления личными финансами будут в ближайшие годы формироваться не только на этапе получения профессионального образования, но и много раньше: в школе, в семье.
Автор: Марина Витальевна Радостева, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Теория и практика управления» института «Иностранные языки, современные коммуникации и управление» МГППУ