В третьем издании «Атласа новых профессий» одной из перспективных обозначена профессия «Менеджер краудфандинговых и краудинвестинговых платформ». Представители самой площадки уточняют, что из нее уже выросла еще более новая специальность — крауд-продюсер.
Наталья Игнатенко, PR-директор краудфандинговой платформы Planeta.ru, рассказывает, чем отличаются эти профессии и как ими овладеть.
Менеджер краудфандинга vs крауд-продюсер.
В июле 2020 года в авторский отдел Planeta.ru пришло 465 проектов. Из них 370 одобрили после первичной модерации и 252 в итоге запустили. Автору, который самостоятельно приходит на российскую краудфандинговую платформу, назначают менеджера. Он оценивает проект, дает необходимые рекомендации, помогает с документооборотом.
Это называется экспресс-запуск: первоначальный ответ после отправки проекта на модерацию менеджер высылает в течение трех рабочих дней.
Основная работа менеджера приходится на докраудфандинговую стадию. Во время активной фазы проекта этот специалист остается связующим звеном между платформой и автором, отвечает на его вопросы, дает советы и подбадривает, но одновременно он ведет несколько десятков проектов и не может быть полностью погружен в каждый из них.
Крауд-продюсер нередко готовит проект несколько месяцев. Он занимается поиском и привлечением интересных авторов, помогает им в оформлении и продвижении кампании.
При этом он может оставаться консультантом или активным участником проекта — некоторые крауд-продюсеры самостоятельно привлекают партнеров, общаются или пишут материалы для СМИ, договариваются о постах в поддержку проекта с лидерами мнений. Дополнительные услуги повышают стоимость специалиста.
Качества, необходимые крауд-продюсеру.
Как и во многих новых профессиях, soft skills для крауд-продюсера часто важнее, чем hard skills. Хороших крауд-продюсеров отличают:
Высокая коммуникабельность. Крауд-продюсер — человек с невыключающимся телефоном. Как правило, крауд-продюсер одновременно погружен в несколько проектов и со всеми авторами постоянно находится на связи. Этот человек должен уметь общаться с разными людьми, слушать собеседника, вести деловую переписку и аргументированно отстаивать свою точку зрения. Умение объяснять. Одно и то же. Разным людям. Постоянно. А еще крауд-продюсеры часто выступают на различных мероприятиях или проводят обучение авторов. Творческое мышление. Не бывает одинаковых крауд-проектов. Даже если люди запускают кампании на одну и ту же тему, они всегда будут идти по-разному. Поэтому возможность заскучать крауд-продюсеру точно не грозит. Командность. Один в краудфандинге не воин, тем более крауд-продюсер работает в тесной связке с автором проекта. Умение работать в команде, делегировать обязанности, находить подрядчиков, следить за выполнением задач тоже очень важно для крауд-продюсера.
Всем ли проектам нужен крауд-продюсер.
Одна голова — хорошо, а две — уже команда проекта. Крауд-продюсер может усилить продуктивного автора и помочь ему эффективнее провести кампанию. Но даже такой специалист — не волшебник.
Автору заведомо неуспешного проекта он не сможет помочь, поэтому ни у кого из представителей этой профессии нет цели любой ценой «заманить» автора в краудфандинг.
Крауд-продюсер оценивает потенциал проекта и крауд-пригодность автора. Только потом он принимает решение о сотрудничестве.
Нередко авторы являются крауд-продюсерами собственных проектов. Лидеру среди русскоязычных крауд-проектов на Kickstarter — проекту Flipper Zero (так называемое тамагочи для хакеров) — недавно удалось собрать больше $4,6 млн, потому что за полгода до старта идеолог проекта Павел Жовнер формировал сообщество людей, заинтересованных в устройстве.
Основатель бренда «Малый Турыш» Гузель Санжапова провела шесть крауд-кампаний с общим сбором более 9 млн рублей. Треть участников поддерживают Гузель из проекта в проект. Предпринимательницу часто приглашают выступать с лекциями о краудфандинге. Для нас она записала мастер-класс по вовлечению аудитории в свои проекты и долгосрочному сотрудничеству с ней.
Что думают сами крауд-продюсеры Крауд-продюсер Planeta.ru Дарья Воля (185 проектов с общим сбором более 73 млн рублей):
"Я попала в штат на должность менеджера экспресс-отдела в 2013 году. Других вакансий на тот момент не существовало. У меня был большой опыт организаторской деятельности и пул творческих друзей (музыкантов). Днем я обрабатывала входящие заявки, а вечерами сама продумывала проекты для друзей. И вечерняя часть мне нравилась гораздо больше!
Я сделала несколько крутых успешных кейсов, друзья-артисты втянулись (в 2013 году не все авторы понимали, что такое краудфандинг), заработало сарафанное радио. На все мероприятия я брала с собой визитки. Где-то за кулисами рассказывала музыкантам, как круто работает краудфандинг, составляла списки авторов, с которыми хотела работать, и выходила с готовым предложением. В те годы не существовало должности «крауд-продюсер», мы вырастили ее сами.
Я работаю не так, как многие коллеги: самостоятельно выбираю авторов, провожу консультации, даю задания, вношу правки.Я терпеть не могу таблицы и отчеты, но зато я 24 часа в сутки на связи и оперативно могу решить любой вопрос.
Продюсер должен иметь базу с горячими контактами СМИ и лидеров мнений. Нужно уметь и находить нужных людей за один звонок. Я наращивала свою базу больше шести лет. Считаю успешным кейсом (с продюсерской точки зрения) не тот проект, что просто собрал заявленную сумму, а тот, который принес полезные знакомства и актуализировал эту базу.
Среди минусов профессии — постоянный стресс. Но для меня он компенсируется огромным интересом".
Анастасия Сергиеня, независимый крауд-продюсер, США:
"Полтора года назад я начала работу над своим первым короткометражным фильмом и встал вопрос финансирования. Краудфандинг очень популярен в Нью-Йорке, поэтому я решила запустить краудфандинговую кампанию.
Я начала проходить всевозможные курсы по краудфандингу, сама провела несколько бесплатных вебинаров, прочла огромное количество статей, на основе которых создала десяток бесплатных и платных материалов о краудфандинге для своего сайта.
Главная его задача — донести до русскоговорящего населения информацию из иностранных источников, ведь не у всех есть возможность найти и перевести материалы. Мне хочется, чтобы образование по краудфандингу было доступным. Прочитав материалы и пройдя бесплатную консультацию со мной, авторы могут решать, хотят ли они идти по этому пути самостоятельно или воспользоваться моими услугами по крауд-продюсированию.
Профессия крауд-продюсер не нова для Запада, но здесь такие эксперты позиционируют себя скорее как менторы или коучи. В России эти названия пока ассоциируются с инфоцыганством, но я считаю, что лично мне они подходят больше, чем крауд-продюсер.
В России перспективы этой профессии огромны! К сожалению, у нас такой менталитет, что авторов нужно подталкивать к осуществлению их же проектов, разжевывать все до мелочей и объяснять, что они не выпрашивают деньги, а гордо предлагают свой продукт.
Чем больше крауд-продюсеров, тем больше качественных проектов. В США существует огромное количество агентств, которые работают с краудфандинговыми проектами. Они составляют упаковку, план продвижения и пр. Но их услуги стоят недешево".