История нашего конструкторского бюро - это история разработок ведущих двигателей в нашей стране, история целой авиастроительной отрасли, - рассказывает генеральный конструктор АМНТК «Союз» Мкртич Окроян.
- На базе «Союза» при Сталине возникла школа конструкторов авиационных двигателей нового типа, своего рода новая элита в авиации. Знаменитые конструктора Микулин, Стечкин, Туманский, Лифшиц создали новые типы авиационных двигателей. Причем, изобретали свое, не повторяя и не копируя другие двигатели. Двигатели, разработанные в АМНТК «Союз» предназначались не только для военной, но и для гражданской авиации. Например, созданные здесь двигатели - двухвальные, двухконтурные - в том числе предопределили развитие транспортной авиации.
Сейчас, в 2020 - 2021 годах, наращивается мощность опытного производства для выпуска порядка 100 малоразмерных газо-турбинных двигателей в год. Для конструкторского бюро это прилично, но в целом - немного. Поэтому мы хотим иметь собственное большое серийное производство, на котором можно было бы запускать в серию наши собственные разработки любых размеров - вплоть до огромных агрегатов мощностью до 30 МВт и более. Мы сейчас и стремимся к запуску собственного завода, который расширит линейку нашей продукции. Это конкретный план на ближайшие несколько лет, который уже начал реализовываться. Это будет предприятие, на котором будет работать 2,5 тысяч работников ИТР, способных управлять технологическими процессами уровня последнего поколения, - настоящий промышленный, двигателестроительный гигант.
На данный момент под маркой АМНТК «Союз» выпущено более 340 тысяч турбореактивных двигателей, - говорит Мкртич Окроевич. - Этот мировой рекорд продолжает удерживать наше предприятие. 75% всех советских авиационных двигателей разрабатывались именно здесь.
Еще один красноречивый факт: на двигателях АМНТК в разные годы установлено более 100 мировых рекордов по скорости и высоте полетов.
К примеру, в 1960-х именно двигателями Р-15-300, разработанными конструкторами «Союза», были оснащены советские сверхзвуковые самолеты МиГ-21. Двигатели АМНТК устанавливались на первом серийном советском самолете вертикального взлета и посадки Як-38.
Уже в 80-е наш завод стал ведущим и для производства крылатых ракет. На АМНТК «Союз» появился двигатель для аналогичной советской дозвуковой крылатой ракеты.
В 90-е конструкторское бюро не было напрямую связаны с заводами, оно лишь разрабатывало новую технику. А если нет своего производства, ты ничего не зарабатываешь. Но АМНТК «Союз» продолжал активно работать и после развала СССР. Наши конструктора продолжали разрабатывать новую технику - для ракетоносцев, крылатых ракет, региональных самолетов - без каких-либо денег со стороны государства. Выжили благодаря помощи КБ, имеющих свои производственные мощности - нас поддерживали заказами «Сухой», «МиГ». Коллектив понимал, что без разработок «Союза» наша авиация не имеет будущего.
В 2000-м пришел на завод Мрктич Окроян. У него к этому моменту был серьезный бэграунд. Выпускник мехмата МГУ (красный диплом) поработал старшим научным сотрудником института механики МГУ, затем был основателем компаний в авиационной и горно-добывающей отраслях, руководил Балашихинским литейно-механическим заводом (БЛМЗ), который в те годы удалось спасти от уничтожения со стороны внешних сил, которые стремились максимально ослабить мощь российского государства. На АМНТК «Союз» Окроян стал кризис-менеджером.
М. Окрояну удалось удержать предприятие на плаву. Под его началом были разработаны мощные газо-турбинные установки, производство которых внедрялось на Балишихинском литейно-механическом заводе. Это направление оказалось очень перспективным и востребованным. Сейчас в предприятиях под «вертикалью» АМНТК «Союз» работает около 250 специалистов, - конструкторов и технологов.