Портал «ТТ Финанс» совместно с «Фонтанка.ру» провел круглый стол «Пандемия как двигатель цифровизации бизнес-процессов». Представители банков и малого бизнеса обсудили, какие удаленные сервисы стали наиболее востребованными МСБ в условиях кризиса. Какой объем услуг перешел в онлайн. При этом все участники встречи признали, что пандемия придала взрывной характер росту спроса на онлайн-услуги.
Из кабины «локомотива» рынка.
Косвенно на встрече прозвучало, что все основные кредиторы МСБ с незначительным временным отставанием повторяют шаги Сбербанка. Представитель банка – «локомотива», директор головного отделения Сбербанка по Санкт-Петербургу Анатолий Песенников, рассказал, что курс на цифровизацию Сбербанк взял несколько лет назад. «И мы считаем, что эта политика вполне себя оправдала, - утверждает банкир. – Пандемия для нас стала, с одной стороны, вызовом, с другой – мы по многим направлениям были готовы к дистанционке и в жизни в онлайн. Наши клиенты уже давно получили возможность подать заявку на кредит удалённо, и популярность такого формата только растёт. В первом квартале 2020 года по СЗФО доля заявок, поступивших через Сбербанк Бизнес Онлайн, составила уже 96%. По малому бизнесу эта цифра приблизилась к 100%».
Без визита в банк предприниматели могут также зарегистрировать бизнес и открыть счёт. И более половины из 8500 новых счетов во втором квартале 2020 года в Петербурге корпоративные клиенты открыли дистанционно.
По словам спикера, в условиях пандемии и кризиса предпринимателям удалённо были доступны практически все финансовые и сопутствующие операции, в числе которых подача заявки на реструктуризацию кредита через Сбербанк Бизнес Онлайн, консультация по всем вопросам в связи с Covid-19 по специально открытой горячей линии и другие.
«Некоторые продукты банка уже полностью работают в онлайн, – рассказал Анатолий Песенников. – Среди наших клиентов набирает популярность цифровая бизнес-карта. Её можно выпустить самостоятельно в интернет-банке Сбербанк Бизнес Онлайн и пользоваться как обычной картой через платёжные приложения. Во втором квартале наши клиенты открыли в два раза больше таких карт по сравнению с первым кварталом 2020 года».
Действующие цифровые сервисы регулярно обновляются и дорабатываются.
«Мы понимаем, что сегодня удовлетворить потребности клиента просто банковскими продуктами не получится – люди уже начинают привыкать к получению разных услуг в одном окне, – рассказывает Анатолий Песенников. – Помимо непосредственно финансовых сервисов мы предлагаем свою поддержку предпринимателям в организации их бизнес-процессов. Так, с началом режима самоизоляции очень многие компании столкнулись с необходимостью развивать дистанционные форматы работы своих сотрудников и удаленные каналы продаж. Вместе с компаниями экосистемы мы делились компетенциями и сервисами по организации «удаленки». Например, «дочка» банка – Bi.Zone – открыла бесплатный доступ к сервисам по защите корпоративной сети и сотрудников на удаленном доступе. Компания «Сбер Решения» запустила бесплатную горячую линию по вопросам организации удаленной работы».
Банк предложил решения и для конкретных отраслей. Это, например, удаленный сервис «Личный кабинет застройщика», с помощью которого можно подать кредитную заявку на проектное финансирование жилья, отследить этапы ее прохождения и направить все необходимые для получения кредита документы.
Ежемесячно Сбербанк совместно с компаниями экосистемы выводит на рынок пять новых сервисов, которые можно получить как в Сбербанк Бизнес Онлайн, так и у персонального клиентского менеджера. На электронной полке можно найти практически любой продукт, который поможет в ведении бизнеса: от онлайн-бухгалтерии и юриста до электронного документооборота (E-Invoicing), комплексных аналитических систем для эффективного продвижения товаров и обеспечения безопасности сервисов. Например, в конце прошлого года банк запустил собственную платформу аналитики киберугроз Sberbank Threat Intelligence Platform, содержащую более 46 миллионов индикаторов компрометации. Благодаря ее запуску повысились показатели по выявлению и реагированию на киберугрозы.
«На Северо-Западе, по нашей статистике, предприниматели наиболее часто используют такие сервисы экосистемы Сбербанка, как «Работа.ру», курьерские услуги от Сберлогистики, «Личный юрист», бухгалтерия для бизнеса, продукты компании «Корус Консалтинг СНГ»», – резюмировал Анатолий Песенников.
Маршальский жезл? Нет, пульт для бизнеса.
Директор Департамента малого и среднего бизнеса Санкт-Петербургского филиала ПАО «Промсвязьбанк» (ПСБ) Александр Хайкинсон соглашается, что сегодня банки стремительно идут в сторону информационных технологий, а IT ускоренно осваивается на финансовых пространствах. И выиграют те, кто в это инвестирует. «Мы создаем собственную экосреду. Она так и называется: экосистема дистанционного банковского обслуживания «Мой бизнес», – уточняет Александр Хайкинсон. – В ПСБ порядка 70% обслуживаемых юридических лиц из сегмента микробизнеса пользуются только мобильным банком». Как правило, это предприниматели, которые совмещают функционал и главного бухгалтера, и коммерческого директора. В остальных сегментах по итогам первого квартала доля пользователей мобильного банка составила 34% – наблюдается рост по отношению к прошлому году в полтора раза, а по итогам второго квартала показатель роста приблизится к 50%.
«Кроме того, есть предприниматели, которые пользуются исключительно мобильными сервисами. В ПСБ таких клиентов около 13%, и эта доля только растет. Постепенно смартфон становится инструментом управления финансами как для частных, так и для юридических лиц, особенно в сегменте микробизнеса подчеркивает Александр Хайкинсон.
При этом эксперт уточняет, что большая часть услуг банка доступна онлайн и процесс цифровизации продолжается.
Многие клиенты не знают, что одну и ту же услугу можно получить, как через менеджера, так и онлайн. И вопрос в большей степени состоит не в расширении продуктовой линейки, а в необходимости популяризации онлайн услуг и накоплении клиентами соответствующего пользовательского опыта.
Между тем, подключение клиента к цифровым сервисам начинается уже с момента регистрации юридического лица. «Через сайт банка мы регистрируем более 2000 юридических лиц в квартал. Вопреки пандемии, положительная динамика наблюдается и во втором квартале текущего года, – говорит Александр Хайкинсон.
Постепенно банки превращаются в финансовые супермаркеты, в которых можно получить любую услугу онлайн начиная с момента регистрации бизнеса. Популярность набирает и бесплатное автоматическое открытие счёта для зарегистрированных на сайте компаний. В первом квартале текущего года 17% счетов в ПСБ было открыто через цифровой канал банка. Для сравнения – год назад аналогичный показатель варьировался в пределах 8-10%. Относительно первого квартала 2019 года, более чем в два раза увеличилось и число клиентов, которые пользуются бухгалтерскими услугами дистанционно. Уже 76% наших клиентов пользуются сервисом. Это самая популярная услуга после мобильного банка.
Александр Хайкинсон отметил возможность для бизнеса получить поддержку через колл-центры и при помощи набирающих популярность чат-ботов. Искусственный интеллект автоматически отвечает на стандартные вопросы клиентов. По итогам первого квартала текущего года 25% стандартных обращений было «закрыто» посредством использования искусственного интеллекта. Банк планируем к концу года довести эту долю до 40%.
Александр Хайкинсон резюмирует, что в работе с цифровизацией ПСБ находятся на передовой. Банк вкладывает в развитие цифровых каналов достаточно большие средства и усилия.
«Наша цель, чтобы более 60% всех продаж банковских услуг в следующем году были оформлены через цифровой канал».
С другой стороны, подчеркивает Александр, баланс между цифрой и оффлайном должен сохраняться.
По более сложным банковским продуктам таким как: инвестиционное кредитование, гарантийные продукты, хеджирование и тому подобное, следует сохранить живое общение с квалифицированным менеджером, а стандартные услуги по РКО, эквайрингу и текущая работа могут быть в большей степени переведены в цифру.
Государство не осталось в стороне.
Еще один ракурс ускоренной цифровизации финансового сектора можно наблюдать в сегменте интегрированных с рынком МСБ госструктур планомерной поддержки предпринимательства.
«Несмотря на сложную экономическую ситуацию, компании стремятся найти решение по развитию своей деятельности, – говорит исполнительный директор Фонда содействия кредитованию малого и среднего бизнеса Александра Питкянен. – Мы видим это по поступающим заявкам от производственных, торговых организаций, организаций общественного питания, гостиничного бизнеса, сферы услуг, развлечений. Компании развивают онлайн-каналы продаж, перенастраивают линии производства, находят новые идеи для развития. Специалисты Фонда консультируют и принимают заявки по электронным каналам связи. По займам на зарплату работает горячая линия, специалисты Фонда рассчитывают предварительную сумму займа и процентную ставку, помогают в подготовке пакета документов. В планах Фонда – дальнейшее развитие онлайн-каналов взаимодействия с предпринимателями».
Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса в условиях пандемии также предложил бизнесу новые продукты, помимо тех, что уже были раньше. Так, для предприятий из пострадавших отраслей действует программа предоставления беззалоговых займов на выплату заработной платы сотрудникам. Максимально Фонд может выдать до 5 млн рублей, но не более объема расходов, связанных с выплатой заработной платы сотрудникам субъекта малого и среднего предпринимательства за 2019 год. Займы предоставляются на срок до 36 месяцев. Возможна отсрочка возврата основной суммы займа и процентов в первые после его выдачи 12 месяцев. Процентная ставка по договору займа устанавливается в размере 1% годовых на первый год, 2% - на второй год и 3% на третий год. С начала действия программы – с 22 июня до начала июля Фонд принял 13 пакетов документов на сумму 29,8 млн рублей – в основном от организаций туристической сферы, спорта и фитнеса, культуры, сферы услуг. Чтобы получить эту поддержку, нужно соответствовать ряду требований: предприятия должны быть зарегистрированы в Санкт-Петербурге, работать не менее 12 месяцев с момента регистрации, производить в 2019 году выплату среднемесячной заработной платы в расчете на одного сотрудника в размере не менее 1 МРОТ, установленного в Санкт-Петербурге на 2019 год (18 000 рублей).
Также предприятия из пострадавших отраслей могут рассчитывать на в размере до 5 млн рублей сроком до 36 месяцев для пополнения оборотных средств, материально-производственных запасов, выплаты зарплаты, налогов и сборов, платежей по аренде, оплаты коммунальных услуг, электроэнергии. Ставка составляет 1% на первый год, со второго года – 3%. Для оформления займа потребуется залог или поручительство.
По словам Александры Питкянен, количество обращений по займам увеличилось. С начала этого года к 1 июля выдано 54 займа на сумму 144,9 млн рублей. С 1 апреля по 30 июня - 40 займов на сумму 66,9 млн рублей. Как отмечают в Фонде, предприниматели всегда испытывали определенные сложности с привлечением кредитных ресурсов, а пандемия усугубила существующие проблемы.
«Мы стремимся помочь решить проблему нехватки залогового обеспечения при получении кредита в банке, – пояснила Питкянен. – Для этого Фонд предоставляет поручительства до 100 млн рублей, но не более 50% от суммы кредита». По основной программе микрофинансирования Фонд с 1 апреля снизил ставки по займам - для производственных, научно-технических и инновационных предприятий процентная ставка составляет 3% годовых, для субъектов МСП прочих видов деятельности ставка снижена с 7% до 5%. Максимальная сумма – 5 млн рублей на срок до 36 месяцев. Под 1% годовых займы могут получить производители масок, спецодежды, средств индивидуальной защиты и дезинфекции, изделий медицинской техники.
Не сбавляем скорость.
В целом приглашенные на круглый стол предприниматели достаточно позитивно оценивают текущие результаты ускоренной цифровизации банковского сектора.
«В кратчайшие сроки разработан обнуляемый кредит в цифровом формате. И мы получили таковой у Сбербанка очень оперативно. Также удалось оперативно рефинансироваться. Я очень довольна, – комментирует индивидуальный предприниматель Виктория Тишина.
«В плане цифровизации банки стали работать побыстрее и поинтереснее. Сейчас действительно можно подавать заявки без посещения практически на весь круг услуг», – соглашается Игорь Балтрук.
При этом директор «Академии бизнес-финанс» (приемник Ассоциации банков Северо-Запада) Татьяна Утепова подытоживает, что пандемия ускорила вовлечение в диджитализацию всех отраслей и в первую очередь рынка финансовых услуг. Но рынок трансформируется не только, и не столько благодаря коронавирусу.
«Когда в 2017 году распоряжением Правительства РФ была утверждена Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», Центробанк РФ озвучил расписанные по срокам планы по цифровизации банковского сектора вплоть до 2930 года», - напоминает эксперт.
Среди стратегических ориентиров указывалось, что к 2020 году будут пользоваться цифровыми каналами взаимодействия с кредитной организацией более половины клиентов, а 35-50% клиентов станут взаимодействовать с кредитором через мобильный банкинг.
«И то, что было запланировано, оказалось к сегодняшнему дню реализовано. Причем, последовательно и планомерно, а пандемия только подчеркнула тенденции и подхлестнула спрос на данные услуги, – отмечает Татьяна Утепова – С другой стороны пандемия показала, что россияне в массе достаточно подготовлены для использования удаленных сервисов».
Игорь Заржицкий.