Режим самоизоляции, связанный с пандемией, официально закончился, и страна начала активно выходить из затяжного карантина. За два с половиной месяца стало очевидным, что ситуация в экономике изменилась, причем глобально: разорвались производственные цепочки, сократились доходы населения, выросла безработица, поменялись приоритеты спроса и др. Аналитики микрофинансовой организации Creditter подвели свой итог пандемии: что изменилось на рынке МФО, и останется ли он прежним?
Новые тренды рынка МФО по итогам пандемии:
1. Переход из офлайна в онлайн.
Пандемия перевела многие бизнесы в онлайн. Безусловно, это коснулось и рынка микрокредитования. Офлайн-точки продаж были закрыты, и онлайн-МФО зафиксировал переток клиентов. Так, по данным Creditter, в период с 28 марта по 1 июня 2020 года количество заявок на микрокредит выросло на 20% (по сравнению с аналогичным периодом 2019 года).
Вынужденный переход к дистанционной работе заставил большое количество людей приобщиться к онлайн-формату. По мнению аналитиков компании Creditter, часть новых клиентов так и останется в цифровом поле, а часть - вернется обратно в офлайн. Это клиенты, которым был важен именно личный контакт, непосредственный визит в МФО (в основном, это люди среднего и пожилого возраста).
2. Заемщики стали грамотнее и осторожнее.
Очередной кризис выявил весьма позитивный тренд – заемщики стали аккуратнее, решение об оформлении займов стали обдуманнее, также осторожно люди стали подходить к сумме кредита, о чем говорит статистика компании. Так, средняя сумма займа, за которой обратились клиенты компании в период с 28 марта по 1 июня 2020 года, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, снизилась на 11% (с 13 000 рублей до 11 500 рублей).
3. Миф о «золотом веке» МФО.
Такое мнение в период пандемии неоднократно высказывалось участниками рынка. Действительно, спрос на онлайн-займы в течение апреля-мая значительно вырос, так как все офлайн-точки были вынуждены закрыться. Однако добросовестные онлайн-МФО, долго и стабильно работающие на рынке, не пребывали в эйфории, а, наоборот, были вынуждены пересматривать свои риск-модели, более тщательно подходить к одобрению микрокредитов. Такой консервативный подход был стратегически важен для того, чтобы не допустить волны роста просрочки.
4. Осторожно, мошенники!
В условия пандемии на рынке активизировались мошенники, которые молниеносно реагировали на нововведения, оперативно предлагая новые схемы обмана населения. Из примеров можно выделить работу так называемых фирм «раздолжителей» (или антиколлекторов). Это компании, которые предлагали гражданам за определенную плату решить проблемы с долгами по займам. Механизм их работы: компании обещают заемщикам полное списание долгов, ссылаясь на пандемию и режим «нерабочих» дней, который якобы позволяет рассчитывать на списание долгов. Посредники обещают решить все организационные и юридические вопросы, берут на себя все вопросы по урегулированию задолженности с микрофинансовой организацией. Однако согласно постановлению Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2020 года период «нерабочих дней» не был признан автоматически льготным, и он не освобождал заемщиков от положенных платежей. Итог такого сотрудничества: долг за клиента никто не выплачивает, так как на это нет оснований, а мошенники исчезают вместе с заранее оплаченным вознаграждением.