Мир меняется, и происходит это очень быстро. Поговорим о таком старом добром явлении как библиотека. Многие из нас ее частенько посещали. Это был такой своеобразный ритуал: прийти, постоять в ожидании своей очереди, разглядывая корешки книг, вдыхая своеобразный, «книжный запах». И обязательно цветы в горшочках: фиалки, столетники, кактусы, и еще много вьющихся, свисающих с деревянных старых шкафов. Потом библиотекарша в очках возьмет твой формуляр и будет его внимательно изучать, наконец, ты получишь желанный экземпляр. Читая книгу, ты будешь трогать пальцами страницы, переворачивать их, возможно, будешь возвращаться назад, перечитывая любимые отрывки, перелистывая обратно страницы; и это тоже ритуал и некая неспешность.
Можно и поразмышлять над текстом и пофантазировать: взять, да и изменить финал, к примеру, в своей голове. Но в книге все останется неизменным: и события, и герои, и финал. Мы и выбираем себе «книжных» героев, которые нам ближе по ценностным установкам, по характеру. Книжные герои и их судьбы не изменятся, и не изменят нам – тексты уже написаны и мы держим в своих руках не просто книги, а истории наших любимых героев. Согласитесь, это вселяет в душу читателя какую-то устойчивость, уверенность в существовании и стабильности этого мира.
Сегодня мы пользуемся услугами электронных библиотек. Это так удобно: не выходя из дома можно все найти и получить информацию. И мы теперь не читатели, мы – пользователи. Но согласитесь, что чтение в электронном формате нечто совсем другое, нежели чтение бумажных книг. Электронные средства информации, позволяющие передавать тексты на расстоянии, стирают физическую границу между читателем и книгой. Электронная версия книг теряет связь с тем местом, где происходило хранение бумажной книги и теоретически становится доступной любому читателю, вне зависимости от его местонахождения. Если все книги будут оцифрованы, любой человек, имеющий доступ к интернету, получит возможность ко всем добытым знаниям. Теоретически, и если захочет, конечно. Передача информации осуществляется мгновенно, процесс и границы её распространения практически не контролируемы.
Читатель электронного текста по своему усмотрению может изменять последний: разбивать его на части, дополнять своими комментариями, становясь соавтором, издателем, распространителем текста. Различие между письмом и чтением, между автором текста и его читателем стирается: читатель становится одним из действующих лиц написания текста, или, по крайней мере, он имеет возможность создать новый текст из произвольно выбранных и вновь собранных фрагментов старого. Меняется и ритм чтения книги, он становится более динамичным и интерактивным.
Современный мир обретает черты борхесовской «вавилонской» библиотеки, в которой одни и те же книги могут одновременно быть прочитанными в разных уголках света. Они могут дополняться, с помощью обратной связи, образовывая бесчисленное число диалогов и дискурсов: «стёр интернет и даты, смешал стили и времена, превратил текст в шизофреническое приключение».
Происходящие социальные изменения, процессы информатизации и глобализации ведут к трансформации сущности библиотеки. Информационное пространство общества расширяется, литературные памятники, хранимые в библиотеках десятки и сотни лет, выходят из их стен. Исчезают границы между традиционными и электронными библиотеками, изменяются представления о социальном пространстве библиотеки.
В современности впервые поднимается вопрос о значимости книжной культуры и традиционной библиотеки в обществе, что раннее не подвергалось сомнениям. Но думается, и у традиционной, и у электронной форм библиотеки есть свои преимущества.
И все же иногда я испытываю ностальгию, вдруг, промозглым ноябрьским вечером, я мечтаю удобно свернуться в старом кресле, закутаться в плед и читать хорошую книгу в потрепанном переплете, перелистывая страницы.
Автор: Симонова С.А., профессор кафедры философии и гуманитарных наук МГППУ.