Время от времени всем нам приходится сталкиваться с оформлением сделок с недвижимостью. Сейчас удобство и доступность проведения подобных сделок очевидна: можно подать документы в «одном окне» многофункционального центра, не посещая дополнительно различные ведомства для сбора справок, а можно подать документы не выходя из дома - на портале Росреестра, используя электронные сервисы.
Кто же проверяет поданные документы и в итоге принимает решение о регистрации? Управление Росреестра по Магаданской области и Чукотскому АО разъясняет, как и кем проводится регистрация прав на земельные участки и иное недвижимое имущество.
Государственный регистратор прав - это федеральный государственный гражданский служащий, должностное лицо органа регистрации прав, наделенное особым статусом при осуществлении полномочий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав. Для того чтобы стать государственным регистратором, необходимо иметь высшее образование и сдать квалификационный экзамен.
Регистратор в своей повседневной деятельности проводит правовую экспертизу документов, поступивших на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, используя нормативно-правовые акты различной отраслевой принадлежности. Чаще всего обращается к нормам гражданского, земельного, градостроительного, водного, семейного, жилищного законодательства, законам о государственной регистрации недвижимости, об ипотеке, банкротстве, исполнительном производстве и т.д. В ходе проведения правовой экспертизы регистратор проверяет соответствие документов требованиям законодательства, а также наличие или отсутствие оснований для приостановления или отказа в их осуществлении.
По итогам проведения правовой экспертизы государственный регистратор принимает одно из следующих решений: о проведении учетно-регистрационных действий, об их приостановлении или отказе в их осуществлении, либо об их прекращении.
Решение, которое принял регистратор по итогам правовой экспертизы, не может отменить ни начальник отдела, в котором он работает, ни руководитель Управления Росреестра, ни иное вышестоящее должностное лицо. Такое решение может быть обжаловано и отменено только в судебном порядке по месту нахождения ответчика, а по приостановлениям, связанным с кадастровым учетом или единой процедурой - в административном порядке. Именно с этим связан особый статус государственного регистратора прав.
Хотелось бы обратить внимание заявителей на то, что при представлении документов в «окна приема» офисов МФЦ и филиала Кадастровой палаты, правовая экспертиза документов, их правовая оценка не проводится сотрудниками этих учреждений. В функции специалиста приема входит принятие документов для дальнейшей их передачи в орган регистрации для предоставления государственной услуги по кадастровому учету и (или) регистрации прав. На стадии приема документов специалист только лишь оценивает стандартную комплектность пакета документов и, в случае отсутствия какого-либо документа, предупреждает о возможном приостановлении учетно-регистрационного действия государственным регистратором. Заявитель, в свою очередь, имеет право представить все документы, которые считает необходимыми, и настоять на их принятии сотрудником, осуществляющим прием документов для предоставления государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав.
До принятия регистратором решения о проведении учетно-регистрационного действия или об отказе в его проведении заявитель имеет право подать заявление о приостановлении регистрации сделки на срок до 6 месяцев с указанием причин или о прекращении процесса регистрации.