Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России)
Письмо от 11.06.2020 № ОГ-Д22-12481
Руководителю Оперативного Штаба Вице-президенту МОО «МАП» Матюнину О.В.
О рассмотрении обращения
Уважаемый Олег Валерьевич!
В соответствии с письмом Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций от 12 мая 2020 г. № А26-01-49256831-С01 Департамент финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития России рассмотрел Ваше обращение от 11 мая 2020 г. № 0042_Ш и в части компетенции сообщает следующее.
В условиях свободных экономических отношений и конкурентной среды хозяйствующие субъекты могут оказываться в ситуации, когда они не способны выполнять принятые на себя обязательства в обычном порядке.
В связи с этим институт несостоятельности (банкротства) является неотъемлемым элементом регулирования отношений хозяйствующих субъектов в современной рыночной экономике. Востребованность этого института повышается в условиях кризисных явлений и ограниченности ресурсов государственной экономической поддержки.
Публично-правовой целью института банкротства является обеспечение баланса прав и законных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве, в том числе кредиторов и самого должника.
Положения, направленные на создание механизмов разрешения гражданами финансовых проблем и освобождение от невозможных к исполнению обязательств граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, содержатся в главе Х Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).
Согласно пункту 3 статьи 213.28 Закона о банкротстве после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований физических лиц, как заявленных, так и не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, за исключением требований, предусмотренных пунктами 4 и 5 указанной статьи.
В соответствии с пунктом 4 статьи 213.5 Закона о банкротстве при подаче заявления о банкротстве гражданина конкурсным кредитором или уполномоченным органом денежные средства на выплату вознаграждения финансовому управляющему в размере, равном фиксированной сумме вознаграждения финансового управляющего за одну процедуру, применяемую в деле о банкротстве гражданина, вносятся конкурсным кредитором или уполномоченным органом в депозит арбитражного суда. В случае отсутствия денежных средств для этой цели в конкурсной массе данные денежные средства могут быть использованы для выплаты вознаграждения финансовому управляющему.
Кроме того, согласно статистическим данным Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц за 2019 г. около 90 % дел о несостоятельности (банкротстве) гражданина инициируются самим должником.
На основании изложенного представляется, что предлагаемая в обращении мера о введении моратория на возбуждение дел о банкротстве граждан по заявлениям, подаваемым кредиторами, не позволит достичь ожидаемого эффекта.
В отношении предложений, касающихся приостановления исполнительных производств и реализации имущества в рамках исполнительного производства в отношении физических лиц, сообщаем, в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве юстиции Российской
Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 декабря 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», Минюст России осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов.
В настоящее время в Минюсте России прорабатывается вопрос по внесению в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на обеспечение защиты наиболее уязвимых категорий граждан и предприятий малого и среднего бизнеса, которые пострадали в связи с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, а также минимизации последствий ее распространения.
На основании изложенного полагаем целесообразным направить предложения в сфере совершенствования исполнительного производства в Минюст России.
Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления. В связи с этим в Минэкономразвития России прорабатываются и обсуждаются различные предложения, связанные с регулированием в указанных сферах, в том числе в части вопросов совершенствования в сфере несостоятельности (банкротства), для выработки подходов к возможным комплексным решениям, которые могут быть модифицированы с учетом результатов рассмотрения с заинтересованными сторонами.
Выработка таких решений должна осуществляться, в том числе с учетом оценки соответствия тех или иных регуляторных предложений актам более высокой юридической силы, исключения возможных внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании соответствующих отношений, коррупциогенных факторов и необходимости соблюдения правил юридической техники.
Директор Департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития М.И. Бештоев