25 и 26 мая 2020 в Москве состоялся VIII Международный конгресс «Оргздрав-2020. Эффективное управление в здравоохранении». Главная тема конгресса – «Здравоохранение России: жизнь во время и после эпидемии». Мероприятие прошло при поддержке Минздрава России. Как всегда конгресс собрал ведущих экспертов не только в медицинской отрасли, но и в экономике, социологии, статистике и других областях. Самой ожидаемой и животрепещущей была тема экономики России: ее проблемы и новый курс, а также финансирование здравоохранения.
Своим мнением поделился один из ведущих экономистов страны Абел Аганбегян, заведующий кафедрой экономической теории и политики РАНХиГС. Абел Газевич считает, что с апреля этого года Россия вступила в глубокий социальный и экономический кризис, обусловленный двумя факторами: коронавирусной пандемией и сокращением выручки от экспорта нефти и газа примерно в 2,5 раза. Что очень существенно, поскольку от экспорта нефти и газа зависело 45–50% доходов федерального бюджета. Это сокращение, в свою очередь, не может не сказаться и на здравоохранении.
Доктор медицинских наук, ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбекова считает, что необходимо создать единую вертикаль управления в медицинской отрасли и увеличить государственные расходы на здравоохранение до 6% ВВП 2019 года.
Размышлениями о будущем отечественного здравоохранения поделился академик РАН, президент АО «Медицина» Григорий Ройтберг: «Не хотелось бы затрагивать тему Covid-19, у нас есть еще 10 тысяч других наименований болезней, некоторые из них еще более опасны, чем ковид. Но сейчас это невозможно. Covid-19 потребовал вложения огромных денежных средств и привлечения огромных человеческих ресурсов, и мы обязаны с этим считаться. Будем в нашей работе руководствоваться предположениями, что и в 2020 и в 2021 году с ковидом мы будем жить, пока не появится эффективная вакцина. Поэтому в плане организации здравоохранения и лечения нековидных больных необходимо учесть, что:
1. Огромные деньги уже потрачены и постоянно будут отвлекаться на то, чтобы утихомирить новую инфекцию, не обрушить здравоохранение. Поэтому, безусловно, будет уменьшение государственного финансирования на лечение других видов заболеваний.
2. Ухудшились финансовые возможности населения и предприятий.
3. Увеличится рост расходов клиник. Мы посчитали, что у себя в клинике на создание системы защиты обычных пациентов от коронавируса мы потратили уже около 40 млн руб., и до конца года еще будет потрачена серьезная сумма: и на защитные костюмы для сотрудников, работающих непосредственно с пациентами, и на дополнительные специальные системы обеззараживания, и на защитные маски для сотрудников и пациентов, и прочее, и прочее.
4. Ухудшится здоровье населения. В какой-то мере это связано с ковидом, и немаловажный фактор – боязнь людей ходить в клиники, соблюдение ограничений, предписанных властями. Люди терпят боль, занимаются самолечением.
Такая мрачная картина сложится, если мы не поймем, что каждый кризис дает новые возможности. Нынешний, прежде всего, для того, чтобы изменить здравоохранение.Те, кто может лоббировать получение дополнительных денег в здравоохранение – пускай лоббируют. Верю ли я в то, что что-то изменится в государственном финансировании? Нет.».
Григорий Ефимович привел данные, что в России на здравоохранение тратится такое же количество денег, как и в странах Восточной Европы. Поскольку академик не верит, что государство увеличит финансирование, то предлагает строить планы с учетом того, что есть сегодня.
«Мы по эффективности здравоохранения, т.е. по использованию тех небольших денег, что у нас есть занимаем 52-54 место в мире. Это данные ВОЗ и МВФ. Мне кажется, это то, на чем сейчас необходимо сосредоточиться. Второе после эффективности – мы не обратили внимания, что медицина, как здравоохранение, как медицинская наука, сегодня должна быть драйвером инновационного роста экономики во всех отраслях. В США, например, NASA и другие компании покупают у занимающихся медицинскими разработками институтов медицинские приборы, технологии. Российское здравоохранение тоже должно не только потреблять деньги, но и создавать добавочный продукт.
Нам нужно не стесняться и привлекать средства граждан и предприятий. Конечно, гражданин должен быть социально защищен при тяжелом заболевании, но разумное применение ДМС должно быть развито.
Огромные частные инвестиции готовы сегодня прийти в здравоохранение. Но для этого должны быть созданы условия как на уровне государства, так и на местах. Однако хочу спросить: сегодня государство заинтересовано в создании равноправных отношений для работы между всеми участниками рынка? А это рынок, независимо от того, кто в нем участвует: институт федерального значения, муниципальная больница, частное медицинское учреждение. Мы все должны бороться за больного и за качество медицинской помощи».
Григорий Ефимович уверен, что государственно-частные партнерства не нужны, необходимо создать равные условия для государственной и частной медицины. Не чиновник за пациента, а сам пациент должен выбирать, куда ему обратиться: в муниципальную клинику или в частную. «Простое решение – дать возможность больному самому решать, куда обращаться, и тогда вопрос нехватки денег в отрасли исчезнет очень быстро» – считает академик.