27 мая состоялась онлайн конференция «Поддержка отрасли туризма в условиях пандемии», организованная федеральным бизнес-защитником Борисом Титовым. Участником совещания стала бизнес-омбудсмен Забайкалья Виктория Бессонова и представители туристического бизнеса края.
На совещании обсуждались пакеты мер, направленные на поддержку туристической отрасли — какие из них сработали, какие нет и что ещё необходимо предпринять для поддержки туризма. Борис Титов отметил, что в сфере наблюдается катастрофическое падение спроса, поэтому нужно быстрое поэтапное открытие и разумные санитарные требования.
Подтверждают слова федерального бизнес-защитника и руководители туристических агентств Забайкальского края, которые обратились к бизнес-омбудсмену региона с просьбой оказать содействие в поддержке туристических организаций.
Порядка 30 предпринимателей сообщили, что на сегодняшний момент общий спад продаж по всем направлениям составил 100%. Общий объём невыполненных обязательств перед туристами составляет больше 57 миллионов рублей, треть туристов предъявили по договорам требования о возврате денежных средств на общую сумму более 11 миллионов рублей. Более того, в связи с отказами от туров на ближайшие вылеты, турагентства вынуждены возвращать туристам заработанное комиссионное вознаграждение, в связи с чем терпят дополнительные убытки.
По итогам проведённого онлайн-совещания аппарат бизнес-защитника Забайкалья сформировал предложения по устранению норм законодательства, которые в текущих условиях оказывают особое излишнее давление на деятельность туристического бизнеса.
Согласно законодательству турист имеет право потребовать расторжение договора и получить от турагентства всю денежную сумму за несостоявшееся путешествие. Основанием для этого могут быть существенные обстоятельства, к которым относится закрытие полётных программ, что и произошло.
— Сейчас в судебном порядке при расторжении договоров и взыскании сумм, согласно закону о защите прав потребителей, взыскиваются как штрафы, так и моральный вред, — сообщила Виктория Бессонова. — Считаем это неправильным. Сегодня нужно учитывать текущие обстоятельства и что отмена туров произошла не по вине турагентств. Мы предлагаем приостановить действие статей закона о штрафах и моральном вреде в случае установления ограничений именно со стороны государства, как это произошло сейчас.
Кроме того, турагентства, возвращая своим клиентам средства за несостоявшееся путешествие, обязаны вернуть и свою комиссию.
— Комиссия это единственный и основной источник дохода турагентств. В сегодняшних обстоятельствах, на наш взгляд, её необходимо оставлять у них. Фактически — это оплата выполненной турагентством в полном объёме работы по подбору тура, консультации туристов и формированию предложения. Возвращение этой суммы делает оказанные услуги безвозмездными, а труд бесплатным, — отметила бизнес-защитник. — Аналогичный механизм действует при возврате авиабилетов, где возвращается определённый процент, а удерживаемая сумма — это уже понесённые компанией затраты.
Ещё одно предложение бизнес-защитника связано с предоставлением возможности туроператорам выдавать ваучеры туристам — «обязательства» о предоставлении равнозначного турпакета взамен несостоявшегося из-за пандемии. В настоящее время такая мера поддержки рассматривается правительством РФ.
— К сожалению, сейчас действующие меры поддержки туристической отрасли действуют лишь для туроператоров и возмещают им фактически понесенные затраты. Необходимо расширение мер и включение в них мероприятий по поддержке турагентов в том числе, — подытожила Виктория Бессонова.
Предложения сформированные бизнес-омбудсменом Забайкалья будут направлены Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.