Ситуация с распространением коронавируса сильно повлияла на «мусорный» рынок в России. На неплатежи накладываются и возросшие объемы мусора, что не придает стабильности участникам отрасли. При этом реализацию реформы по обращению с отходами никто не отменял. В каком состоянии находится «мусорная» инфраструктура», в чем проблемы отрасли и как их можно было бы решить, рассказал генеральный директор ГК «БС Энерго», член генерального совета «Деловой России» и советник главы Российского экологического общества Михаил Замарин.
В России свалки занимают территорию небольшой страны, например, Дании, это более 40 тыс. кв. км. 1 января 2019 года мы решили жить по-новому и начать цивилизованно разбираться со своими отходами. К старту реформы в стране были отдельные примеры раздельного сбора мусора и сортировки, переработка и вовсе принадлежала энтузиастам. С 2019 года почти в каждом регионе России появились региональные операторы, которые отвечают за всю цепочку работы с отходами. Они могут иметь на своем балансе логистику, сортировку и переработку, могут лишь часть перечисленных услуг, а недостающие законтрактовать с другими частными игроками.
Для того, чтобы работа «мусорной» отрасли была действительно эффективной, необходима качественная инфраструктура по всей цепочке жизненного цикла отходов — от контейнеров по сбору до площадок сортировки и заводов по переработке. К 2024 году государство хотело бы утилизировать 36% ТКО против нынешних 4%. Для этой цели нужны десятки новых проектов, причем в нацпроекте «Экология» записано, что основные расходы на себя должен взять бизнес.
Что же мы имеем сегодня, спустя почти полтора года со старта реформы? Отмечу, что моя оценка готовности инфраструктуры для «мусорной» отрасли субъективна, исходя из минимально необходимого числа объектов для качественной работы всей цепочки утилизации отходов.
Инфраструктура сбора. Готовность: 40%.
Ситуация здесь не самая плохая. Появились свыше 220 операторов, которые воспользовались существовавшей ранее инфраструктурой по вывозу отходов – контейнерами, грузовиками, рабочей силой. Была проведена работа по созданию системы двухчастного сбора ТКО. С этого года такая система заработала, например, в Москве. Этот опыт помог выявить уязвимое место такой системы: горожане не способны быстро перестроить свои привычки, для этого требуется время, а не какие-то дополнительные инвестиции. Хотя, чем дальше к Уралу, тем больше технологических проблем у операторов, а сейчас обозначились еще и финансовые. Стоит отметить, что в некоторых регионах до сих пор никакой мусорной реформы нет, как правило, речь идёт об огромных таёжных и северных расстояниях, где надо продумать особый подход.
Инфраструктура сортировки. Готовность 10%.
Такая незначительная цифра должна удивлять, ведь по закону операторы обязаны сортировать весь мусор. Однако здесь много обмана: мусор привозят на транзитные площадки, в лучшем случае прогоняют по ленте и везут дальше утилизировать. Как правило, в мощности по сортировке инвестируют сами же региональные операторы. Сейчас в России есть лишь несколько интересных проектов и много примитивных, которые предполагают низкий уровень сортировки. Можно ли вообще считать сортировкой глубину извлечения полезных фракций 5–10%, если есть опыт сортировки на 80-90%? Но перед компаниями не стоит такой задачи, поэтому большая часть мусора отправляется не разобранным на свалки.
Инфраструктура переработки. Готовность 2%.
Всего в России от силы десяток крупных заводов, как правило, мусоросжигательных, причем оставшихся в наследство от советской эпохи. К 2024 году должны быть построены свыше 200 новых, но пока известно о строительстве лишь пары десятков. В этой сфере лидируют проекты по термической переработке отходов в энергию. Самый активный игрок — компания «РТ-Инвест», которая уже строит 5 таких заводов и обещает ещё 25.
Свои коррективы в отрасль внес принятый в конце 2019 года Госдумой закон, по которому сжигание мусора приравнивается к утилизации. То есть депутаты решили, что после сортировки мусор можно отправлять на сжигание, и это будет считаться утилизацией. Конечно, таким образом будет легче достичь заложенных в нацпроекте «Экология» показателей: к 2024 году 36% отходов должно утилизироваться, но в какую сторону тогда развернётся мусорная реформа?
В чем проблемы реализации мусорной реформы?
Идеология. Несмотря на масштабный план по обращению с отходами, участники рынка до сих пор четко не понимают, что планируется делать с мусором в ближайшие 10-20 лет: сортировать, сжигать или перерабатывать. Другой момент, что в условиях санкций применение зарубежных технологий в ряде случаев оказалось в «подвешенном состоянии». Предполагалось, что рынок сам решит все возникающие вопросы, однако инвесторы, напротив, ждут сигналов от государства. В итоге мы можем получить технологически очень разношёрстную отрасль. С одной стороны, мы могли бы увидеть конкуренцию идей и технологий, с другой, отрасль может консолидироваться, тогда часть проектов может оказаться невостребованной.
Регулирование. Регулировать ход мусорной реформы должен специально созданный «Российский экологический оператор» (РЭО). Мы надеемся, что именно РЭО задаст технологический коридор для отрасли, уточнит, по каким параметрам стоит создавать объекты инфраструктуры, какое оборудование и от каких производителей имеет смысл покупать. Также ждем поддержки в части заключения концессий и соглашений о ГЧП, как наиболее перспективных для развития отрасли.
Тарифы. Государство и бизнес должны будут построить соответствующую инфраструктуру, профинансировать реформу решено за счет собираемых средств за оказываемые услуги с населения. Это не самое стимулирующее для отрасли решение. Во-первых, тарифы, как основной источник возврата вложений для инвестора, часто меняются, что отпугивает желающих вкладывать деньги в новые проекты. Во-вторых, кризис усугубил неплатежи. Уже в первые полгода собираемость платежей была на уровне 50%, при этом операторам никто не доплачивал. Более того, часть плательщиков вовсе не заключили договоры вывоз мусора. Небольшой бизнес, малый ритейл просто выбрасывают свои отходы в общедомовые контейнеры. В результате объем вывозимого мусора не соответствовал оплате.
Расширенная ответственность производителей (РОП). Весной стало известно, что Минприроды в очередной раз отложило проведение реформы РОП и предложило ее новый вариант. Из-за этого введение РОП затягивается, это значит, что переработка отходов будет недоинвестирована.
Концессии. В России уже заключены 18 концессионных соглашений на строительство объектов «мусорной» инфраструктуры на общую сумму 23 млрд руб. Сейчас это самая передовая форма взаимодействия государства и инвесторов. Однако для запуска большего количества проектов в этой области необходимо подтянуть грамотность всех участников рынка: банков, регионов, инвесторов, к тому же есть некоторый дефицит грамотных специалистов в области консалтинга.
Коронавирусная инфекция. Вследствие карантина из-за распространения коронавирусной инфекции в отрасли сложилась непростая ситуация. Имеющаяся проблема с неплатежами лишь усугубляется, при этом отходов в городах и селах становится только больше. С трудностями сталкиваются как региональные операторы, так и компании, занимающиеся сортировкой и переработкой отходов. В результате уже строящиеся объекты могут быть заморожены из-за удорожания материалов, иностранного оборудования и рабочей силы.
Что делать в сложившейся ситуации?
Рынок ждёт поддержки и позитивных сигналов от государства. Среди возможных вариантов помощи: предусмотреть льготные механизмы в рамках ГЧП; повысить гарантии перед банками; упростить бюрократические механизмы. Хорошей мерой станет субсидирование регоператоров, которые начали испытывать проблемы в связи с неплатежами, о чем попросил правительство РЭО.
При этом я не вижу какой-то катастрофической ситуации для рынка в целом. Здесь изначально не было простых условий, экстремально высокой маржинальности и легкой работы. Вход в отрасль до сих пор остаётся широким. Более того, за первый год реформы новички уже протоптали дорожку, набили шишки, помогли облегчить условия работы, дали особенное понимание регионам о принципах работы сектора, упростили документооборот, дальше будет проще. Ведь мусора становится только больше, проблема никуда не исчезла, и государству придётся её решать. В партнёрстве с бизнесом, так указано в нацпроекте, и это магистральный путь.