"Туризм пострадал больше других". Как справляться с ограничениями в отрасли из-за Covid-19.
Приостановка международных перевозок туристов, затронувшая из-за пандемии подавляющее большинство государств, практически полностью затормозила туристическую деятельность многих компаний, в особенности малых и средних. Вместе с тем большинство предпринимателей с пониманием отнеслись к таким мерам безопасности, понимая критичность ситуации и ответственность за здоровье своих граждан. ТАСС поговорил с одним из представителей российской отрасли — главой туристического бюро "Спутник" Василием Сочилиным о том, как "своих не бросают", какую антикризисную господдержку сегодня получает сам рынок и какими станут путешествия будущего.
— Сегодня туризм официально признан российским правительством одной из наиболее пострадавших от коронавируса сфер. По последним оценкам Ростуризма, в нынешних условиях отечественная индустрия туротрасли ежеквартально несет не менее $4 млрд убытков. В связи с этим для отрасли есть послабления и в части налогов, и в части финансовой поддержки. Какая поддержка до вас реально дошла?
— Сейчас мы в процессе получения беспроцентного кредита на выплату зарплат сотрудникам в размере 1,7 млн рублей (в рамках программы первые шесть месяцев процентная ставка будет нулевой, в следующие полгода ставка повышается до 4% — прим. ТАСС) от МСП Банка (дочерняя структура корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства — прим. ТАСС). Также мы подали заявку на господдержку для пострадавших отраслей через ФНС. Так, можно рассчитывать на выплаты в размере одного МРОТ на сотрудника, льгот по выплате налогов и соцвзносов. Я не могу сказать, что поддержки достаточно, но не буду пессимистом — она есть и ее немало.
— Это первый такой случай, когда без поддержки государства не обойтись?
— Это действительно так. Мы никогда с таким ранее не сталкивались, и без поддержки государства не обойтись никак. По сравнению с другими секторами, на мой взгляд, туризм пострадал больше других: продолжают действовать ограничения на поездки — порядка 156 стран полностью закрыли свои границы для международного туризма. И эти меры до сих пор не смягчены, мы с пониманием к этому относимся. Но, разумеется, мы не можем в связи с экономической ситуацией в стране рассчитывать на то, что государство разобьет все свои копилки и раздаст все средства предпринимателям на безбедное существование.
— А на что в таком случае вы надеетесь?
— На диалог между государством и предпринимателями, который уже начался. И хочется верить, что он будет продолжен и в долгосрочном периоде. Нам важно быть не один на один со своими проблемами. И мне кажется, что сейчас здесь есть зеленый свет. Нам (предпринимателям — прим. ТАСС) на Югре постоянно задаются вопросы о необходимой поддержке со стороны таких бизнес-объединений, как ТПП РФ, "Деловая Россия" и "Опора России". И я вижу дальнейшую реакцию на наши запросы в правительстве.
— Это не может не радовать. На ваш взгляд, какие меры со стороны государства необходимо принять, чтобы поддержать вашу отрасль во время пандемии и восстановить бизнес после ее окончания?
— Думаю, что для поддержки нашей индустрии можно было бы эффективно перераспределить средства, заложенные на госзаказы в сфере туризма — детский и санаторный отдых. Также хорошо было бы создать оперативный штаб, который курировал наиболее пострадавшие отрасли в течение ближайших трех лет. Как раз в этот момент кризис нужно переживать вместе с государством, с его поддержкой. Прямо ощутить ее хочется!
— На вашем счету это же не первый кризис? Прошлый опыт пригодился сегодня?
— В Нижневартовске офис "Спутника" работает с 1986 года. Если посмотреть ретроспективу деятельности нашей компании, то видно, сколько кризисов мы пережили: от скачков курса доллара до цунами в Таиланде. Все это, не меняя кредитной истории, у нас хорошая клиентская база, мы гордимся нашими клиентами, а они, в свою очередь, довольны нашей работой. Но хочется отметить, что такого события, как пандемия, в нашей истории еще не было. Потому что любой из предыдущих кризисов предполагал работу, а сейчас работать нельзя.
— В связи с этим пришлось сокращать сотрудников?
— У нас небольшой штат — всего 13 человек. И я не уволил ни одного сотрудника, более того, добавил еще одну штатную единицу в отделе продаж. Один в поле не воин, каким бы замечательным ты ни был. За команду я держусь в первую очередь.
— Каким видите выход из данного кризиса и роль государства во всем этом?
— Этот кризис уникален, когда он закончится — непонятно. Но как только нам разрешат работать, считаю, что всей сфере туризма должна быть обеспечена поддержка на весь год.
— А как оцениваете свои ресурсы и возможности для восстановления после кризиса?
— Очень надеемся, что с этим кризисом справимся до конца мая. Уже сейчас много теряем. Если мы в сезон не войдем, то половина работы сгорит. Придется это компенсировать за счет зимнего сезона. Если ничего экстраординарного нас еще не ждет в ближайшее время, то к следующему летнему сезону можем более-менее начать видеть свет в конце тоннеля и выйти из этого кризиса. Но это будет сложно.
— Ожидаете ли вы бум отложенного спроса на туры после окончания пандемии?
—Я не думаю, что как только вся эта ситуация с коронавирусом закончится, все резко начнут собирать чемоданы. Надо понимать, что многие сейчас в поисках работы, они на самоизоляции тратили, но ничего не зарабатывали — многим будет не до отдыха в этом году.
— На ваш взгляд, в будущем какие дополнительные меры безопасности потребуются туристам для того, чтобы спокойно чувствовать себя при перелетах и посещении отелей?
— Мы же с вами в России живем, нас сложно чем-то испугать. Тяга к приключениям останется. Будем следовать требованиям Роспотребнадзора и продолжим свои путешествия. Я хочу верить, что все вернется на круги своя и не ожидаю радикальных изменений.
— Ждать ли подорожания билетов? Если, например, как обсуждается, в самолетах могут ввести удаленную рассадку, будут ли авиакомпании компенсировать эти издержки за счет стоимости полета?
— Мы уже столько проходили этих подорожаний со времен, когда доллар стоил 6 рублей… Я общаюсь с операторами чартерных перевозок, все на сегодняшний день стараются пережить эту ситуацию и возобновить деятельность без возможного удорожания. Но вместе с тем мы жестко привязаны к курсу. В туризме корректировка стоимости туров скачет примерно на 20–25%, потому как все равно все ориентируются на покупательский спрос. И многое зависит от того, как ты с партнером договоришься. В период кризиса партнерские отношения выручают, рождаются новые схемы и выходы. Надеюсь, что все это удастся сохранить в этот раз.
— Может ли закончиться эпоха "все включено"?
— Для того чтобы спасти летний туристический сезон, все на многое готовы. Но я убежден, что система "все включено" — это конкурентное преимущество многих отельеров и оно очень нравится клиенту. И в конечном счете именно клиент будет голосовать своими деньгами.
— А если говорить о внутреннем туризме? Президент России недавно поручил правительству форсировать развитие внутреннего туризма в стране.
— На нашем рынке я уже не первый год вижу форсирование внутреннего туризма. И полностью поддерживаю нашего президента — я бы вообще включил режим "форсаж" по этому направлению. У нас 13 тыс. км из края в край, потенциал — мама не горюй!
В России есть уникальные, забытые, брошенные деревни в три дома, вокруг которых можно было бы организовать новый виток туризма. А какие шикарные рейсы речного пароходства у нас были раньше! Где они теперь? Да я бы с удовольствием и из каждого уголка России сделал туристический объект. Тем более что русская душа, как известно, загадочна. И кому, как не нам, знать, чем ее порадовать.
— Это, конечно, хорошо. Но что нужно сделать, чтобы русская душа обрадовалась не только новым направлениям, но и уровню сервиса, к которому она привыкла на заграничных курортах?
— В первую очередь нужно наладить ценовую политику и совершенствование принципов гостеприимства. Надо всем стать добрее и понять, что гость — это человек уважаемый. К сожалению, часто приходится сталкиваться с желанием легкой наживы и отсутствием каких-либо представлений о возврате клиента.
— Станет ли туризм в связи со сложившейся ситуацией "привилегией богатых"?
— Если не ошибаюсь, есть статистика, что в последние годы только 8% россиян путешествуют за границу. Нам как путешествующей нации не так много лет. Мы уже проходили эти уроки в связи с подорожанием доллара — и путешествовать люди не перестали. Мне видится стабилизация ситуации, когда доходы населения будут догонять подорожание курса.
— Насколько вы разделяете мнение о том, что туристический сектор стал перегружен благодаря доступности путешествий и некая селекция пойдет ему только на пользу?
— Людям не всегда свойственно адекватно оценивать риски. Особенно в России, где авантюризм — одно из главных свойств нашего менталитета. Туризм нам присущ еще со времен Ивана Сусанина. Я не считаю, что зазорно путешествовать в кредит, имея какие-то обязательства. Путешествия иногда врываются в твою жизнь внезапно. Это хобби, удовольствие, которое должно быть. Туризм — один из главных катализаторов процесса созидания. И все-таки на последние деньги человек идет в магазин за продуктами, а не в турфирму. Это явно не последние деньги, это желание оторваться, выйти за рамки привычной жизни и выдохнуть. Поэтому, конечно, они имеют право рассчитывать на помощь государства в случае таких непредвиденных ситуаций, как пандемия.
— Многие говорят о том, что кризис — это не только потери, но и возможности. Вы видите какие-либо новые двери для своего бизнеса?
— Я вижу возможности для туризма в возврате лицензирования и сертификации, пусть за счет этого сократится количество турагентств, перераспределится турист, те, кто будет соответствовать критериям, получат рост бизнеса. А если сформируется министерство по туризму с заказом на программы внутреннего направления, может и рост случиться.
— Перейдем ли мы полностью в онлайн или, наоборот, ценность человеческого контакта возрастет?
— Агентский бизнес — главная опора всей туристической отрасли. Я верю в то, что в отдыхе должен быть организатор. В невзгодах во время отдыха должен быть кто-то виноват, и желательно не вы, а третья сторона, чтобы отпуск не был испорчен.
Представьте: вы приехали на отдых и что-то пошло не так. Вы должны иметь возможность, задать этот вопрос по организации не жене, а агентству, и чтобы он был решен на профессиональном уровне. Гораздо приятнее этот объем организационной работы доверить квалифицированным сотрудникам, а самому делать то, зачем вы приехали — отдыхать.
Беседовала Анна Садова.