12 мая состоялось совещание представителей Ассоциации экспортеров и импортеров и Департаментом предпринимательства и инновационного развития города Москвы по рассмотрению инициатив развития программы поддержки московских экспортеров. В ходе совещания выступили специалисты компаний и объединений, поддерживающих экспорт, действующие экспортеры.
Юхнин Роман Олегович, эксперт Управления развития экспорта Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы.
Мищенко Владислав Вячеславович, начальник управления развития экспорта товаров и услуг Московского экспортного центра.
Долгов Павел Вадимович, вице-президент Ассоциации экспортеров и импортеров.
Ассоциация экспортеров и импортеров совместно с Химическим факультетом МГУ создают отдельные курсы по онлайн подготовке к ДВИ (доп. вступительные экзамены для Химфака МГУ). Этот продукт будет как для российских, так и зарубежных абитуриентов. Отдельно будет онлайн-курс по высшему образованию (подготовка специалистов управленцев химических производств). Т.о. будет даваться доп. профессия топ-менеджерам на химических производствах.
Мамет Надежда, управляющий партнер Alliance experts по России и Восточной Европе.
Рассказала о специалистах Alliance experts и порядке их работы. Концепция заключается в том, что бизнес-модель Alliance experts работает в обе стороны: Надежда помогает иностранным компаниям попасть на российский рынок, через Надежду российские компании попадают на рынки других стран, где работают ее партнеры. Они являются аккредитованным экспортным торговым советником РЭЦ, обсуждают сотрудничество со Сбербанком, сотрудничают с Ассоциацией экспортеров и импортеров. Предоставляют различные услуги: мэчмейкинг на выставках, онлайн-продажи, бизнес-миссии. Основной продукт (70% оборота) – поиск местных партнеров и поставщиков, российские компании могут через них искать партнеров на месте. В данный момент заканчивают проект с резидентом Сколково, который создал продукт для добычи нефти на рынок США. Могут работать в самых разных отраслях и на разных рынках. Внутри команды есть эксперты в определенных областях. Предложила помощь московским компаниям, как в поиске местных партнеров, так и в ряде других услуг (контроль местных дистрибьюторов, помощь в работе местных партнеров, виртуальный мэчмейкинг и т.д.).
Теселкина Людмила, член экспертно-консультативного совета по реализации таможенной политики при ФТС России, генеральный директор Группы компаний Just.
Компания JustLogistics аккредитована МЭЦ как таможенный представитель, который на постоянной основе работает с московскими экспортерами. В рамках школы московского экспортера общаются с действующими и потенциальными экспортерами. Работа, которая проводится, очень большая, но не имеет своего эффекта. К. Ильичев, будучи рук-м Департамента креативных индустрий, проводит заседание. Многие коллеги говорили, что не экспортируют потому, что высокие ставки экспортных пошлин и тяжела процедура таможенного оформления экспорта. Это недоработка в плане просветительской работы. Второй вопрос, это то, что коллеги, которые уже готовы экспортировать, не знают стоимость своей продукции в той или иной стране назначения. Они не могут сформировать правильные прайс-листы, т.к. нет информации о ставках таможенных пошлин и нет информации по стоимости логистики. Нужно обеспечить доступ экспортеров к ставкам таможенных пошлин и платежей по всех страна, информирование о документах, таможенных формальностях и т.д. Необходимо работать в данном направлении и давать информацию о стоимость продукта в той или иной стране назначения.
Дулиенко Виталий, директор по экспорту компании «Плодоимпорт», член Ассоциации экспортеров и импортеров, резидент РЭЦ.
Основная идея - продвигать русскую кухню так, как в свое время продвигалась японская, китайская, итальянская кухня. Так же подойти с продвижением русской кухни на западе. В целом как бренд будет продвигаться «русская кухня», так и продвижение отдельных продуктов. Необходимо подойти системно. Можно составить справочники, определиться со странами, где делать акцент (для начала 10 стран). Работать на ярмарках, выставках, онлайн, создать сайт, связать с гастрономическими изданиями, выбрать в странах ключевые рестораны и целенаправленно сделать оффер по тому, чтобы включить в меню какие-либо кухни русской кухни. Это облегчит российским экспортерам продвижение своих продуктов. Предложил сделать большой проект под эгидой МЭЦ, РЭЦ, АЭИ.
Любарто Сартойо, советник президента группы компаний «Конфаэль», член Ассоциации экспортеров и импортеров, руководитель направления по взаимодействию с Индонезией.
При входе на новые рынки поддержки экспортерам не хватает не хватает, либо она очень медленная. Необходимо все стандартизировать. Что касается Индонезии, она проводит 2 большие конференции в России с участием официальных лиц. Есть большой интерес в Индонезии в 4-х направлениях, одно из которых – образование. С каждым годом число студентов Индонезии увеличивается было 800, сейчас уже почти 6000 учится в разных вузах России. В прошлом году в октябре было ИндоЭкспо, где участвовало 8 компаний. Но российские компании не были достаточно подготовлены. Подготовительная работа должна быть не единожды, а постоянна, основанная на стратегии. Необходимо не только участие в мероприятиях, но и готовить их. Но готовить без людей на местах невозможно. Нужны люди, которые знают местный менталитет. Большая проблема в том, что люди не всегда компетентные на местах.
Поляков Иван, член Комитета по выставочной и внешнеэкономической деятельности МОО "Московская ассоциация предпринимателей", руководитель направления «Цифровая ярмарка».
Технология оцифровки павильонов позволяет провести онлайн выставку, которая не будет уступать очной в данных условиях. Т.е. есть павильон, в которых есть виртуальные стенды, которые интегрированы всеми коммуникационными программами, к тому же они могут быть интегрированы CRM-системой и программами networking. Любой человек, который приходит на данную выставку, сразу попадает на стенд, который его оцифровывает. С ним можно пообщаться, открывается диалоговое окно, он может задать вопросы, оставить комментарии, посмотреть продукции (3Д-вариант или видео). Экспонент видит его контакты (что человек хотел, как с ним связаться). Т.о. цифровая ярмарка может работать в том формате, который нужен организаторам (видеосвязь, падающие лиды в CRM). Она может быть продолжительна во времени, т.к. нет аренды. Там же экспортеры и импортеры могут искать полезные контакты на таких ярмарках.
Роман и Мария Петченко, компания «Мед перони», резидент МЭЦ, московский экспортер.
Компания занимается медом, столкнулись с вопросом системы Цербер. Система Цербер – это то, что экспортер соответствует требованиям импорту. Компания на территории России не может встать в систему, потому что отсутствуют лабораторных, ГОСТов и т.д., чтобы проверить соответствие требованиям страны, куда собираются экспортировать. Чтобы проверить продукт, необходимо его отправлять на проверку в Китай. Предложил сделать хотя бы одну в России базу для таких исследований.
Бударина Регина Александровна, руководитель Делового центра Общества российско-вьетнамской дружбы, зам.председателя ОРВД.
Деловой центр при обществе российско-вьетнамской дружбе действует около 5 лет, самому обществу – 60 лет. Имеется огромный опыт, большое количество связей и базы. В этом году переформатировали работу на онлайн бизнес миссии. В режиме онлайн занимаются поиском партнеров. 12 мая была последняя встреча по заказу Центра поддержки экспорта Ивановской области. Для производителей ягодных морсов были проведены 3 встречи, по 2-м из них будут контракты на поставку морсов во Вьетнам. Один из них – в торговые сети Винмарт (4000 во Вьетнаме). Такие бизнес-миссии можно проводить с любыми производителями, база дает возможности продвигать любую продукцию.