Мы переживаем, пожалуй, самую глобальную смену привычек и жизненных устоев, которой до этого не было никогда. Всё то, к чему мы так привыкли, вмиг оказалось за дверью квартиры, в которой нас заперло слово «Самоизоляция».
Что мы за это время узнали? Во-первых, что большая часть населения России очень любит гречку. Во-вторых, огромную ценность в начале пандемии обрела туалетная бумага, за пачку которой можно было купить старые «Жигули» или выменять пару рулонов на целую продуктовую корзину. В-третьих, мы сами стали другими. Пусть и не все ещё это заметили.
Сложности коснулись не только нас, простых людей. Мировой порядок, отношения стран, ситуация на рынке переживают трудные времена. Каждый день мы слышим о тысячах новых заражений и смертей. По телевизору мелькают репортажи со всех уголков планеты, показывая, как опустели улицы городов. Туда даже стали заглядывать дикие животные. Видимо, в надежде получить ответ на свой логичный вопрос: «Люди, вы чего? Куда все подевались?».
А люди и сами не знают, чего они. Кто-то сеет панику и агитирует опустошать прилавки магазинов, кто-то продолжает игнорировать любые предупреждения и борется с системой, жаря шашлыки на балконе или гуляя по детской площадке с плюшевой собакой.
Но важно то, что нет равнодушных. Каждый переживает эту ситуацию по-своему, меняя собственные привычки, тем самым меняя мир, который уже точно не будет прежним.
Баланс сместится, но в какую сторону – предположить не сможет никто. Не уверена, что русский язык заменит английский или девушкам на первом свидании станут дарить тульские пряники вместо «Рафаэлло», но в глобальном смысле мир изменится точно.
Уже сейчас можно увидеть, как на место демократии, вышибая дверь ногой, приходит тоталитаризм. Права и свобода граждан ушли на второй план под предлогом заботы о здоровье населения. Государство получило возможность проникать в работу, наш круг общения, семью и в самую душу. Пропуски, контроль перемещения, слежка и штрафы не прибавляют оптимизма и хорошего настроения.
Выражение «Пухнуть от голода» становится реальностью. Многие люди потеряли возможность зарабатывать и получать регулярные физические нагрузки. Максимум, что поднимают некоторые россияне за весь день – это пульт от телевизора, чтобы узнать, как в других странах государство переводит своим гражданам деньги, чтобы те могли пережить сложившуюся ситуацию.
У жен болит голова не потому, что милый не подарил букет цветов, а потому что милый стал для неё за этот месяц, буквально, целым миром. Ворчащим из-за отсутствия футбола по телевизору и ходящим из угла в угол, как тигр в каменной клетке, не надевая штанов, в одних трусах.
Нужно задуматься не только о том, где мы возьмём деньги, чтобы оплатить взятые до пандемии кредиты, но и где найдём столько психиатров, чтобы поставить «съехавшую крышу» на место.
Учёные, нахмурив брови, подливают масла в огонь словами о том, что вирус страшнее, чем мы думали раньше. Мол, он влияет на мозг, а скорость распространения гораздо выше той, которую зафиксировали ранее. И вообще, теперь вирус будет жить среди людей, развиваясь и мутируя, как это делает обычный грипп.
Если провести аналогию, то это дальний родственник, приехавший на недельку, но решивший задержаться ещё, заняв сначала одну комнату, а затем и кухню, ванную комнату с коридором и гостиной. В какой-то момент ты приходишь домой, а он свою семью перевёз. Всем вместе же веселее.
Но есть во всей этой ситуации с самоизоляцией и положительные моменты.
Хотя и кажется, что мир катится в пропасть.
Люди стали человечнее.
Как бы парадоксально это ни звучало. Мы стали ценить живое общение больше, чем делали это прежде. Переход в цифровое пространство заставил нас пересмотреть свои взгляды на то, как важно хотя бы иногда встречаться, смотреть друг другу в глаза и иметь возможность прикоснуться к тем, кто нам дорог.
В головах стали формироваться мысли не только о бытовых проблемах. Человечество задумалось над глобальными вещами, своим отношением к природе, да и жизни в целом. У многих стали меняться ценности и жизненные приоритеты.
Хочется верить, что эти светлые мысли сохраняться и после окончания карантина, а не останутся в истории, как помутнение в голове, вызванное стрессом и перееданием гречки.
В своём инстаграм (Запрещенная в РФ организация)-блоге я каждый день делюсь обзорами мировых новостей с подписчиками, и самый частый вопрос, который возникает в комментариях, звучит, как «Что же будет дальше?»
Давайте попробуем ответить вместе.
То, что нас ждут потрясения не только вторым подбородком, но и социальные – с этим спорить сложно. Причём, трясти и лихорадить будет почти всех. Прогнозировать конкретнее - очень сложно, сценарий может быть любым, однако, можно кое-что выделить, лежащее на поверхности.
Очень вероятен факт ускорения цифрового тоталитаризма.
Правительства многих стран поняли, насколько просто контролировать население, имея на руках такую штуку, как цифровая идентификация. Теперь условному Василию Петровичу 68 лет будет сложнее скрываться в Одноклассниках за симпатичной девчонкой двадцати лет Инессой Виноградовой, покорительницей мужских сердец и клубных танцполов.
Однако, сейчас ситуация вынуждает людей идти в интернет, вырабатывая привычку и новые потребности.
Общество становится цифровым, а это потребует от руководства страны адаптации законов для территории, где теперь есть не только картинки с котиками и рецепты пирожков, а места для массовых конференций и даже онлайн-митингов.
Как видится сейчас, больше всего пострадает малый и микро-бизнес.
Точнее, он уже крайне сильно страдает, но эта неопределённость не даёт никаких гарантий, что просто страдания не приведут к его концу.
Предприниматели чувствуют себя брошенными. Государство делает какие-то попытки помочь, но пока всё это выглядит, как броски костей собакам через забор, который не перепрыгнуть. Делать подкоп? Так там похоронена надежда о скорой нормализации ситуации.
Правительству придётся возвращать доверие этих секторов бизнеса, а какими будут предпринятые шаги – сложно сказать. Главное, чтобы не перестарались и просто не перешагнули.
Вероятно, что будет расти доля так называемого «вынужденного» предпринимательства. Когда люди начнут строить собственный бизнес, не имея возможности найти работу.
Многие специалисты уже меняют род деятельности, потому что сейчас их навыки никому не нужны. Маркетологи становятся курьерами, повара – швеями медицинских масок.
В формирующемся мире успеха добьётся тот, кто быстрее всех пройдёт адаптацию к новым реалиям. И многие начинают действовать уже сейчас, чтобы не остаться у разбитого корыта и втулок от туалетной бумаги, которая была отвоёвана в супермаркете с таким трудом.
Учёные-экономисты дают прогноз, что в обществе останутся только две категории – очень богатые и очень бедные. В принципе, ничего не поменяется, но пласт населения, который называют «средний класс», может пропасть, как явление.
Что это значит? То, что бедные станут ещё беднее, а богатые ещё богаче. Почти крепостное право, только с электронными пропусками и новостями по телевизору, как «в Америке ещё хуже, чем у нас».
Вынужденное пребывание со своей семьёй круглые сутки сейчас, вырабатывает привычку ужинать, никуда не выходя. Рестораны и кафе могут потерять большую часть гостей. Люди, насмотревшись рецептов и лайфхаков на ютубе, учатся готовить суп Том-ям самостоятельно, из воды и тапок.
Сложная ситуация толкает медицину развиваться ещё быстрее. Огромные бюджеты вливаются в разработку препаратов и средств защиты от коронавируса.
Например, власти Москвы выделили почти 20 миллиардов на бордюрный камень. Как он защищает от вируса, не пояснили, но главное, что город хорошеет, а это, вероятно, влияет и на здоровье населения.
Люди стали больше времени посвящать онлайн-обучению, и это наталкивает на мысли, что в будущем такой формат получения знаний станет основным. Образовательные учреждения получат возможность сэкономить на содержании зданий, логистике и прочих расходах, которые необходимы при оффлайн-обучении.
Родители школьников уже ощутили на себе все прелести такой учёбы, обретя седые виски и нервный тик обоих глаз, но в то же время они понимают, что планшет или компьютер, который раньше казался ненужной прихотью ребёнка, теперь так же необходим дома, как холодильник или стиральная машина.
Все мы станем ближе к цифровому миру.
Даже те, кто сюда не стремился. Техническая оснащённость населения с большой долей вероятности вырастет, несмотря на предстоящий экономический спад.
Удалённая работа стала спасением для многих предприятий и компаний, а значит, велик шанс, что часть из них примет такой формат за основу, отказавшись от пребывания персонала в офисе и оставив необходимость лишь периодического посещения. А в таком случае, боюсь, что у магазинов одежды упадут продажи брюк. По видеосвязи же не видно, что надето у твоего коллеги в паре с белой рубашкой, попавшей в кадр.
Отказ от офисов может повлечь целую цепочку последствий.
Люди потеряют необходимость постоянно присутствовать в городе. Это может вызвать желание уехать из мегаполиса в более спокойное и тихое место, а там и до возрождения деревень и колхозов недалеко. Кредитные иномарки сменим на тракторы, китайских хохлатых на бурёнок, и - «Да здравствует сельское хозяйство России»! Чем чёрт не шутит?
Очень сильно пострадает туризм. Эта сфера бизнеса ещё до пандемии несла большие потери, а сейчас, с закрытием полётов и границ, ожидать хорошего не приходится совсем.
Но тут, быть может, нам на помощь придёт виртуальная реальность? Государство будет выдавать виртуальные туристические путёвки на Бора-бора, и мы, отсидев очередь с бабулями и надев шлем, отправимся туда, где золотой песок и дачи депутатов.
В это сложно поверить, но сейчас люди стали меньше доверять информации в интернете, появилось доверие к экспертам из разных областей. В частности, медицине. ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) стала, по сути, мировым правительством. Каждая рекомендация воспринимается главами стран, как руководство к действию. И очень вероятно, что такая тенденция может сохраниться.
Пострадает и семейный фонд. Люди живут в стрессе, находясь постоянно пусть и с любимыми, но людьми, которые испытывают такой же стресс. Видеть раскиданные носки через день – это не ежедневное испытание нервов, поэтому количество бракоразводных процессов может возрасти. Что повлечёт за собой поколение детей со страхом построения отношений, как это было с теми, кто провёл своё детство в 90-х.
Столь грустная и печальная картина настоящего и будущего заставляет думать, что всё пропало, но мне хочется сказать, что коронавирус – это лишь ещё одно испытание, чтобы доказать, насколько русский народ силён и оптимистичен, если не глазами, то душой.
Встаёт вопрос, заданный классиком: что делать?
И на него хочется ответить «заголять и бегать». Да не убежишь далеко, пропуск уже использован, а на штраф денег нет.
Но мы держимся. И продержимся, если будем делать это вместе. Всем миром. И в первую очередь, перестанем ссориться и делить территории, вместо того, чтобы делиться информацией и помогать друг другу не ради политики, а потому что все мы люди.
Главное – не паниковать. Впасть в депрессию и посыпать голову пеплом – худшее, что может быть. Верьте в себя и своих близких, поддерживайте друг друга. Настраивайтесь на позитивную волну, каким бы серым ни казалось сейчас будущее.
Мы всё преодолеем и со всем справимся. С печенегами и половцами же справились? А с коронавирусом и подавно разберёмся!
В нашей истории было столько кризисов и трудных времён, что опыт побед над всеми подобными обстоятельствами просто колоссальный.
Не болейте! Берегите себя и своих близких! А за интересными новостями и хорошим настроением заглядывайте в Instagram (Запрещенная в РФ организация), всем буду рада!
Екатерина Еланская, независимый журналист