Позитивной для российского рынка новостью на прошлой неделе является сильный рост цены нефти на ожиданиях о заключении новой сделки по сокращению добычи.
Тут, конечно, все не так однозначно. С одной стороны, все участники хотят сделки и роста цен, но, с другой стороны, Россия и Саудовская Аравия готовы сокращать добычу только при условии, что к сокращению прибегнут все основные участники рынка. Трамп, который активно говорит о сделке между РФ и Саудовской Аравией, подчеркивает, что США в сделке участвовать не будут. Кроме того, он заявляет о том, что ОПЕК – незаконная структура, монополия, картель, хотя требует именно сокращения добычи от ОПЕК+, угрожая в противном случае ввести ввозные пошлины на нефть.
Инфляция в России за период с 24 по 30 марта, по оценке Росстата, составила 0,2%. Инфляция уже несколько подросла и составляет сейчас 2,7% год к году, что все еще очень низко на фоне 19% девальвации этого года, и мы ожидаем дальнейшего ее ускорения. Вместе с тем если ничего кардинально не изменится, то мы можем оказаться вблизи цели ЦБ 4% по итогам года.
Сейчас в цены длинных ОФЗ заложено повышение ставки на 0,5%. Очевидно, что это в текущих условиях, когда во всем мире, в том числе и в развивающихся странах, регуляторы ставки, наоборот, понижают, не выглядит базовом сценарием. Это значит, что рынок дешев по отношению к ключевой ставке. ЦБ РФ, по заявлениям его представителей, видит потенциал для снижения ключевой ставки в этом году. По оценкам ЦБ РФ, месяц простоя будет стоить экономике 1,5–2% ВВП, и в отсутствие серьезных инфляционных рисков снижение ставок просто напрашивается.
Еще меньше этот сценарий отражен в корпоративных облигациях, которые местами предлагают хорошие возможности заработать больше, чем в секторе госбумаг. Но стоит отметить, что ликвидность там заметно хуже, даже в «первом эшелоне».
Ежедневный объем продажи валюты с 7 апреля по 12 мая составил 3,5 млрд руб. (около 50 млн долл.). Это заметно меньше 15–16 млрд руб. в день месяцем ранее, так что объем запланированной поддержки рубля будет меньше. Снижение резервов также идет очень медленно.
Госдума приняла законопроект о налогообложении вкладов и долговых бумаг. Льготы по налогу на купонный доход по облигациям федерального займа, муниципальным и субфедеральным облигациям, а также корпоративным облигациям, выпущенным после 1 января 2017 года, отменяются. Весь купонный доход по ним будет облагаться налогом в 13%. Вместе с тем таким же налогом будут облагаться и проценты, начисленные по вкладам, превышающим 1 млн рублей. Закон может вступить в силу с 1 января 2021 года, следовательно, налог, согласно новому закону, будет удерживаться с 2022 года.
Бенефициаром будут ПИФы, налогообложение по которым не меняется, что дает им преимущество как в сравнении с отдельными облигациями, так и с крупными вкладами, особенно учитывая налоговый вычет при владении паями свыше трех лет. Активные операции внутри фонда не становятся триггером для уплаты налога, который уплачивается только в случае продажи паев. Помним также про ликвидность фондов (можно выйти в любой момент, и доходность не теряется), активное управление и диверсификацию.
Усилия центральных банков по предоставлению ликвидности рынку продолжили оказывать свое действие. Ситуация на рынках облигаций постепенно стабилизируется, инвесторы начали более избирательно оценивать финансовое положение различных эмитентов, поэтому начавшееся восстановление цен имело неравномерный характер. Лучшим спросом пользовались ликвидные суверенные и квазисуверенные выпуски облигаций. Хороший рост к концу недели наблюдался в облигациях компаний нефтяной отрасли после появления сообщений об экстренном созыве заседания ОПЕК+.
Несмотря на сохранение осторожного взгляда на развитие ситуации в экономике, мы считаем , что кризис ликвидности уже удалось преодолеть в полной мере, что позволяет нам вернуться к покупкам на рынке еврооблигаций.