Межрегиональная общественная организация «Московская ассоциация предпринимателей»
Штаб по защите бизнеса
Исх. 0011_Ш от 01.04.2020
Директору Департамента контрольно-надзорной и разрешительной деятельности Министерства экономического развития Российской Федерации Машковой Н.И.
От Вице-президента Межрегиональной общественной организации «Московская ассоциация предпринимателей» Матюнина О.В.
31.03.2020 нам поступило Ваше письмо о запросе позиции по реализации федерального закона. Поскольку данный вопрос требовал тщательной проработки и аналитики, Нашим Штабом была разработана следующая позиция: Согласно ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В настоящее время предприниматели фактически лишены возможности заниматься предпринимательской деятельностью, извлекать прибыль и пользоваться своим имуществом. Однако издержки и риски данной деятельности не изменились.
В связи с невозможностью осуществления деятельности многие компании несут огромные убытки и могут быть поставлены перед непростым выбором. В условиях изоляции и сложным финансовым положением руководство многих компаний может столкнуться с выбором о выплате заработной платы или осуществлении тех или иных хозяйственных операций, будь то плата за аренду помещений, или оплату сырья, поставку товаров, в ущерб исполнения своих социальных обязанностей как Работодателя, для того чтобы бизнес не прекратил свое существование.
В существующей практике, до того, как коронавирус стал «пандемией» и был объявлен режим «самоизоляции», если действия руководителя компании привели к длительной, более трех месяцев частичной невыплаты заработной платы работникам, данные действия квалифицировались органами Следственного комитета РФ однозначно по ч.1 ст. 145.1 УК РФ невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат, если работодатель не выплачивает заработную плату более двух месяцев в полном объеме, тогда по ч. 2 ст. 145.1 УК РФ.
Уголовная ответственность наступит, только если невыплата имела место при наличии ее реальной возможности. Любые платежи и расчеты с контрагентами, осуществляемые организацией в условиях невыплаты заработной платы сотрудникам, могут быть расценены правоохранителями как корыстная или иная личная заинтересованность.
Следовательно, одним из вариантов не быть привлеченным к уголовной ответственности для предпринимателей является неисполнение заключенных контрактов вследствие форс-мажорных обстоятельств (пандемии коронавируса), но с обязательной выплатой заработной платы. Трудовой кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации не предусматривает возможность невыплаты заработной платы или иных пособий вследствие непреодолимой силы.
Мы верим в то, что в скором времени ситуация в нашей Стране в ближайшем будущем стабилизируется, тем не менее, многим компаниям будет нанесен крупный ущерб, не все смогут получить поддержку от Правительства и далеко не все смогут выполнить все свои обязательства, в том числе и по выплате заработной платы своим сотрудникам. Социальная функция и ответственность бизнеса безусловно является одной из приоритетных, и существует достаточное количество инструментов для побуждения предпринимателей к их выполнению.
При таких обстоятельствах, помимо активно разрабатываемых мер поддержки бизнеса, следует признать правильным внесение изменений в нормативно-правовые акты:
- учесть в качестве примечаний к ст. 145.1 УК РФ возможность невыплаты заработной платы и иных пособий вследствие непреодолимой силы с уведомлением об этом Федеральной службы по труду и занятости.
- рассмотреть возможность наложение моратория на возбуждение уголовных в отношение руководителей частных компаний по ст. 145.1 УК РФ в период действия режима самоизоляции;
- увеличить срок невыплаты заработной платы;
- смягчить санкции;
- исключить из статьи «иную заинтересованность»;
- предусмотреть иные меры.
В случае непринятия указанных или иных мер, в самое ближайшее время мы сможем констатировать резкое увеличение уголовных дел в отношении переживших изоляцию предпринимателей по ст. 145.1 УК РФ.
В случае появления вопросов по изложенной позиции, с удовольствием отвечу на них – мой контактный телефон 8-985-172-26-66.
С уважением, Вице-президент О.В. Матюнин