Председателю Верховного Суда РФ Лебедеву В.М.
Исх. №972/20 от 24 марта 2020 г.
Уважаемый Вячеслав Михайлович!
В связи с распространением коронавирусной инфекции (Covid-19), а также с целью принятия своевременных мер по защите прав и законных интересов субъектов гражданских правоотношений, в частности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и находящихся в зоне повышенного риска несения бремени ответственности за нарушение обязательств просим рассмотреть настоящее обращение об инициативе проведения Верховным Судом РФ правовой оценки вышеприведенных чрезвычайных обстоятельств как обстоятельств непреодолимой силы.
Законодателем установлено, что лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, отвечает за нарушение обязательства вне зависимости от наличия вины.
Между тем, в качестве основания, исключающего гражданско-правовую ответственность таких лиц, выступают обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) (п. 3 ст. 401 ГК РФ).
Правовая позиция Верховного Суда РФ по вопросу о понятии и признаках обстоятельств непреодолимой силы выражена в п. 8, 9, 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств».
Как видно из пункта 8 указанного постановления, не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
При этом допустимые примеры обстоятельств непреодолимой силы Пленум Верховного Суда РФ не приводит, что может в сложившейся ситуации кардинально повлиять на правильность решения судами вопроса об отнесении эпидемии, вызванной распространением коронавируса, к условиям, способным правомерно исключить привлечение к гражданско-правовой ответственности лиц, вынужденных нарушать свои обязательства перед противной стороной.
В соответствии с ч. 4 ст. 170 АПК РФ в мотивировочной части решения могут содержаться ссылки на постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившие силу постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики, на постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившие силу постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также на обзоры судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденные Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.
Применительно к указанной норме процессуального права правовое значение постановлений Пленума Верховного Суда РФ, постановлений Президиума Верховного Суда РФ и обзоров судебной практики Верховного Суда РФ переоценить нельзя.
В настоящее время единый обзор практики разрешения споров, определяющий возможный или примерный перечень обстоятельств, которые могут быть отнесены к обстоятельствам непреодолимой силы, отсутствует.
Позиция, выраженная в постановлении Пленума Верховного Суда РФ, применительно к происходящим событиям, не может быть признана полной.
Вместе с тем, актуальность применения правил о форс-мажоре повлияла на принятие органами государственной власти различных уровней нормативных и ненормативных актов, касающихся отнесения факта распространения коронавируса Covid-19 к обстоятельствам непреодолимой силы.
Так, в соответствии с п. 13 Указа Мэра Москвы от 16 марта 2020 года № 21-УМ
«О внесении изменения в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ распространение новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который является обстоятельством непреодолимой силы.
Согласно п. 2 письма Министерства финансов РФ от 19 марта 2020 года № 24-06-06/21324 распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, является обстоятельством непреодолимой силы.
Абзацем 1 разъяснения ФАС РФ от 18 марта 2020 года № ИА/21684/20 ФАС РФ пандемия коронавирусной инфекции (Covid-19) квалифицирована как обстоятельство непреодолимой силы.
Указанное очевидным образом выявляет необходимость выражения Верховным Судом РФ правовой позиции по указанному вопросу, особенно с учетом предсказуемого увеличения объема судебных споров в судах по требованиям о применении гражданско-правовой ответственности, в том числе к субъектам предпринимательской деятельности, оказавшимся в положении недопустимого и неуправляемого риска прекращения своей деятельности.
Просим принять во внимание, что пунктом 1.3 Положения о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) (приложение к постановлению Правления ТПП РФ от 23.12.2015 N 173-14) эпидемии отнесены к обстоятельствам непреодолимой силы, однако, такое Положение применимо только к участникам внешнеторговых сделок.
Суды общей юрисдикции и арбитражные суды, рассматривающие гражданско-правовые споры с участниками гражданских правоотношений, не усложненных вышеприведенным элементом, не могут ссылаться на вышеприведенный акт.
Такое положение лишает внутренних участников рынка защищать свои права в полном объеме и являет собой серьезный повод для банкротства огромного числа предпринимателей, вызванного неисполнением своих обязательств перед контрагентами, что не отвечает цели защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность (п. 1 ст. 2 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 3, п. 1 ч. 7, п. 2, 3, 6 ч. 3 ст. 12 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» просим Вас принять с учетом имеющихся у вас полномочий допустимые меры для решения вопроса о включении эпидемий в список возможных примеров обстоятельств непреодолимой силы.
Надеемся на взаимное понимание крайней необходимости решения этого вопроса в целях сохранения стабильности гражданского оборота и недопущения нарушения прав его добросовестных субъектов.
С уважением, Президент МОО «Московская ассоциация предпринимателей» Поденок А.Е.