В 2020 году, по прогнозам компании Colliers International, в Петербурге введут более 330 тыс. кв. м. новых складских площадей, и Северная столица побьет «складской» десятилетний рекорд. Большинство из вводимых объектов будут качественными, что в будущем может изменить рынок. О том, как он изменится, рассказывает руководитель управляющей компании "Мультимекс" Андрей Пригульный.
Сегодня вакансия на рынке составляет не более 3% из-за того, что крупные ретейлеры строят склады под себя, а оставшееся предложение на рынке быстро вымывается. Возможно, рекорды складского рынка приведут к тому, что арендаторы станут более требовательно относиться к площадям, количеству и качеству предоставляемых услуг. Рост ставок подстегнул девелоперов строить больше, но при увеличении процента вакансии ставки тоже станут расти медленнее.
"В своё время после бума на ввод офисных площадей, многие бизнес центры сменили свой класс или понизили в связи с высокими требованиями арендаторов. На складском рынке этот процесс в любом случае произойдёт. Даже если снова большая доля предложения будет built to suit, у арендаторов более мелкого масштаба все равно рано или поздно изменится представление о качественном складе. Тогда часть площадей из класса А автоматически мигрирует в класс В. Пока разница между ставками в классах минимальна, это не будет отражаться на арендодателях. Тем не менее, переоценка складов должна произойти, если не в 2020, так позже", - считает Андрей Геннадьевич Пригульный.
Еще один важный вопрос - как изменятся более и менее востребованные локации, какие направления станут перспективными для строительства складов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области? Наиболее востребованной локацией, по мнению аналитиков компании "А Плюс Девелопмент", остаются южные пригороды Петербурга. Поскольку в эксплуатацию ввели платную магистраль М-11, центр логистики еще сильнее сместится на юг. Именно участки с доступом к Московскому и Пулковскому шоссе вблизи строящейся трассы в будущем могут стать драйвером развития складского рынка.