«Когда мы слышим о первичном публичном размещении акций (IPO) мы представляем себе, как слаженно работают банкиры, юристы, потенциальные инвесторы и команды менеджеров. Это долгий процесс, который проходит компания и задает новые ориентиры для развития. И именно на этом этапе не стоит пренебрегать работой своей команды корпоративных коммуникаций», - Кэтрин Кирулис, партнер FleishmanHillard.
Концентрируясь на таких ключевых вопросах, как презентации перед инвесторами в рамках роуд-шоу и подготовка к дню листинга, многие компании упускают из виду другие важные задачи. Что может привести к критической ошибке: откладывать задачи на срок «пока не будет больше времени после IPO». Эксперты FleishmanHillard считают, что не стоит поддаваться искушению – список дел как до, так и после будет одинаковым. IPO привносит в бизнес новые процессы и правила, а также делает функцию коммуникаций одной из ключевых, от которой зависят бизнес-показатели. Поэтому следует правильно расставить приоритеты и не забывать о важности нижеперечисленных пунктов.
1. Постановка и достижение целей ESG: экологических, социальных и управленческих факторов ведения бизнеса. Публичные компании, которые только завершили процесс первичного размещения акций, представляют особый интерес для инвесторов и попадают под их пристальное внимание, которого они никогда раньше не испытывали, особенно когда речь идет о политике и программах и обязательствах по ESG. ESG больше не является инструментом для привлечения дополнительных инвестиций. Теперь – это неотъемлемая часть корпоративной стратегии, которая может быть использована для снижения рисков и для поиска новых возможностей. С ростом социально ответственного инвестирования и растущим внимание со стороны биржи к практике ESG можно с уверенностью сказать, что в будущем это направление будет оказывать существенное влияние на прибыль. И именно поэтому четко определенная стратегия в достижении целей ESG становится ключевой и не может быть отложена на потом.
Исследование FleishmanHillard, о котором мы писали здесь, обнаружило, что основные проблемы, которые волнуют потребителей сегодня включают доступ к качественному медицинскому обслуживанию по доступным ценам, доступ к недорогому качественному образованию и защита окружающей среды. Это же относится и к инвесторам: завоевание сердец и умов общественности требует знания того, кто вы и за что вы выступаете.
Во время серии встреч с потенциальными инвесторами и аналитиками в рамках IPO они обязательно будут обращать внимание на управленческую команду и ее влияние на все процессы: от продаж до привлечения сотрудников, выбросов углерода и долгосрочной жизнеспособности вашей компании. СМИ также могут участвовать в этом анализе. «Если вся стратегия будет лишь на бумаге и словах, то проверку компания не пройдет – это абсолютно точно, если брать во внимание нынешнюю повестку по этим вопросам», - Кэтрин Кирулис, партнер FleishmanHillard. Наличие надежной платформы и планирование ее реализации до старта процесса IPO избавит от необходимости в спешке создавать фундамент, определять и объяснять позицию до, во время проведения и после IPO.
2. Структура управления. Независимые агентства оценивают, насколько эффективен бизнес публичных компаний и насколько лояльны они к своим акционерам, поэтому директорам по коммуникациям необходимо быть готовыми объяснить структуру иерархии своей компании и знать о потенциальных ловушках, которые могут повлиять на рейтинг компании. Решения по управлению включают в себя определение юрисдикции ведения бизнеса, наличие независимого председателя совета директоров, а также обязательство ежегодно избирать или перераспределять обязанности внутри состава совета директоров.
Для компаний, проходящих процесс IPO, совершенно нормально пересмотреть гайдлайны и внедрить новые процедуры защиты, которые позволят работать в новом статусе – публичной компании. А также помогут снизить эффект внешнего влияния, в том числе, со стороны инвесторов-активистов и хедж-фондов. Но чем менее удобны эти механизмы для акционеров, тем более вероятно, что независимые рейтинговые агентства будут рекомендовать голосовать против определенных предложений, которые выносит компания.
На прошлой неделе в блоге коммуникационной группы «Орта» мы писали, что функция коммуникаций должна быть готова ответить на вопрос «почему?». Что стоит за вашей текущей структурой управления и каким путем планируется со временем сделать ее более удобной для понимания акционерами? Каким образом планируется реализовать стратегию развития компании? Подготовка ответов на эти вопросы до старта процесса IPO может помочь не допустить схватку перед первым ежегодным собранием акционеров.
3. Важность и глубина изменений: специалисты по коммуникациям знают, что IPO сопутствуют значительные изменения. Но большинство недооценивают огромную важность управления этими изменениями после выхода на биржу. На протяжении всего этого процесса вам необходимо будет опираться на своих консультантов по управлению изменениями. Сотрудники будут беспокоиться обо всем: от льгот до механизма выхода на пенсию, скидок для крупных клиентов и того, что они могут и не могут рассказать людям о внутренних процессах.
Кроме того, IPO предполагает наличие новых соглашений и пересмотр некоторых договоров – как трудовых, так и с подрядчиками. Это обусловлено новыми законами и регулированием, под которое попадает компания, прошедшая процесс размещения акций и превратившаяся в публичное акционерное общество. Для всей группы функций актуальным станет вопрос, как вести переговоры и заключать соглашения в новых реалиях.
Ваша готовность эффективно и с ориентиром на верный результат сообщать сотрудникам о изменениях будет определяющим фактором того, насколько плавным будет ваш переход от частного бизнеса к публичной компании.