Князь Феликс Юсупов, последний из князей этой знаменитой фамилии, при жизни был известен не только своим баснословным богатством, блестящим образованием, участием в убийстве Распутина, но и любовью к красоте во всех его проявлениях. Сын одной из красивейших женщин русской аристократии, Зинаиды Юсуповой, князь Феликс тоже был необыкновенно хорош собой, рос в атмосфере роскоши, элегантности, безупречного вкуса. Его странная и довольно эпатирующая любовь к переодеваниям в дамскую одежду давала много поводов для пересудов. Дамские наряды его были безупречны с точки зрения моды и стиля и, возможно, этот юношеский эпатаж стал отправной точкой дела, которое прославило князя Феликса не меньше, чем его происхождение и богатство. Но это было уже не в России.
В России же Феликс Юсупов женился на княжне императорской крови ослепительной красоты, Ирине Романовой, приходящейся внучкой императору Александру III и племянницей Николаю II. Наслаждались молодые семейным счастьем в своем роскошном дворце в Петрограде недолго: они поженились в 1914 году, а в 1917 году произошла революция, которая заставила княжескую чету бежать в изгнание. Это произошло в 1919 году. С собой они смогли увезти лишь небольшую часть состояния, это были драгоценности и картины. Продав часть картин, Юсуповы купили дом сначала в пригороде, а позже в Париже.
Первое время их жизнь была безбедной – продажа драгоценностей давала им эту возможность, - но затем, как и другие аристократические семейства, покинувшие Россию, они были вынуждены искать дополнительный доход. И здесь , возможно, князь Юсупов вспомнил о своих юношеских проказах с переодеванием. Чувство стиля, которое было ему тогда свойственно, не было утрачено со временем. Не следует также забывать о том, что девицы из самых аристократических семейств России помимо языков, музыки и манер, обучались рукоделию, что также развивало и формировало вкус. Взвесив все, супруги решили открыть собственный Дом моды.
Это произошло в 1924 году , когда в Париже был открыт Дом моды «Ирфе» (IRFE), названный по двум первым буквам имен супругов. Дело вначале было более, чем скромным: в нем участвовало несколько друзей из среды аристократии, закройщицей была тоже русская эмигрантка, это было пока просто ателье по пошиву дамской одежды. Выпуск первой коллекции моделей прошел без рекламной кампании и мог бы остаться незамеченным. Но дело спас случай. В фешенебельном парижском отеле «Ритц» был устроен показ моделей больших парижских домов, за которым последовал бал. И вот на этом балу появляются манекенщицы дома Юсупова во главе с Ириной, представительницей Русского Императорского Дома. Это производит фурор. Искушенная парижская публика в восхищении. И это неудивительно! С гостями отеля «Ритц» говорили модели - представительницы самых родовитых фамилий России. По принятой тогда традиции манекенщицы не только демонстрировали модели, но и были обязаны присутствовать среди гостей и говорить о фасонах и тканях. Такое живое общение было эффективнее любой рекламной кампании. Модели-аристократки владели несколькими иностранными языками, что тоже играло на престиж Дома моды.
Дом «IRFE» стал популярен у богатых клиенток. Ателье стало действительно Домом моды со своим неповторимым шармом, исконно русскими реалиями, такими, как чашка чаю из самовара. Но самое главное – в нем творили оригинальные стильные фасоны. Пресса отмечала утонченность вкуса, удивительную работу с цветом, безукоризненность исполнения моделей. Так маленькое ателье становилось большим Домом моды.
Дело развивалось: в 1925 году был открыт первый филиал IRFE в Туке, затем в Лондоне на Беркли-стрит и в Берлине на Призерплатц. Аристократические, даже царственные, модели Дома регулярно публикуются в журнале «VOGUE». Дела идут настолько хорошо, что в 1926 году Дом IRFE выпускает собственную парфюмерную линии, в которой, правда, всего четыре аромата: для блондинок, для брюнеток, для шатенок и для женщин элегантного возраста.
Все заканчивается с наступлением Великой депрессии: основными клиентками Дома являлись жительницы США, финансовые возможности которых стали значительно скромней. В условиях экономии аристократические модели Юсуповых стали сдавать свои позиции универсальному стилю Шанель. Аристократическое происхождение и привычки сыграли в сложившихся условиях плохую шутку: Юсуповы не обладали достаточной деловой хваткой, без которой трудно удержаться на рынке модельного бизнеса. В 1930 году Дом «IRFE» закрывается, парфюмерное предприятие прекращает свое существование несколькими месяцами позже.
Несмотря на недолгую историю, Дом моды Юсуповых открыл миру и, прежде всего Парижу, русских аристократок в качестве моделей. Их элегантность, прирожденное изящество, рафинированность, владение иностранными языками изменили представление о манекенщицах, создав совершенно новый тип модели.