В ноябре, Москве, на площадке Торгово-промышленной палаты Российской Федерации прошёл форум «Строительная отрасль. Горизонт 2030». Одним из организаторов форума выступило Национальное объединение изыскателей и проектировщиков, в качестве члена президиума пленарного заседания в работе форума принял участие президент НОПРИЗ Михаил Посохин.
В двухдневном мероприятии приняли участие руководители и представители Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, профильных комитетов Госдумы России, Минпромторга, ТПП РФ, РСС, НОПРИЗ, НОСтрой, Аналитического Центра при Правительстве РФ, Комитета по строительству «ОПОРы России», а также представители профессионального и экспертного сообществ.
Ключевой темой Форума стало обсуждение реализации целей и задач, заложенных в Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года. Основой дискуссии стал вопрос: каким образом Минстрой России и всё профессиональное сообщество намерено реализовывать этот масштабный программный документ, и какими должны быть первоочередные шаги.
Открыло Форум пленарное заседание «Стратегия развития строительной отрасли: время действовать». Во второй половине первого дня прошёл мозговой штурм «Дорожная карта по реализации Стратегии развития строительной отрасли: расставляем приоритеты», в ходе которого состоялось обсуждение структуры дорожной карты, основных разделов Стратегии, перечня первоочередных мероприятий и определение сроков реализации.
Открыли пленарное заседание председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства, почетный президент НОСтрой Ефим Басин и президент Российского Союза строителей Владимир Яковлев. Отметив, что не все актуальные вопросы отражены сейчас в Стратегии, выступающие выразили пожелание, чтобы в ходе Форума прозвучали конкретные предложения по доработке важнейшего отраслевого документа, а также подчеркнули, что появление такого документа как Стратегия говорит о внимании Президента России и Правительства к строительной отрасли.
В следующем выступлении были освещены наиболее важные результаты работы над проектом Стратегии и перечислены ключевые пункты документа, которые недостаточно проработаны. Отдельно были выделены несколько ключевых тезисов, возникших в процессе разработки Стратегии. Первый – основой отрасли и ее перспектив являются люди и их компетенции. Второй – необходима бесшовность всех градостроительных процедур. Третий – в силу имеющегося разнообразия необходимо уметь учитывать региональные особенности. Среди тем, над которыми еще нужно работать, были названы техническое регулирование, необходимость четко обозначить переход от конкуренции по цене к конкуренции по квалификации, а также создание единого информационного пространства, чтобы строители своевременно слышали, узнавали и пользовались теми инструментами, которые уже есть и которые появляются в градостроительном законодательстве.
На пленарном заседании говорилось, что каркас Стратегии, который дает направление развития строительной отрасли на ближайшие 10 лет, уже готов. Оставшиеся шероховатости и неточности, которые есть в документе, будут устраняться в процессе согласования. Теперь нужна дорожная карта, которая наметит пути реализации Стратегии. Этот документ в первую очередь должен быть востребован непосредственно представителями отрасли – строителями.
В выступлениях отмечалось, что в ходе работы над Стратегией эксперты единогласно ставили первым вопросом повышение квалификации кадров. При этом подчеркивалось, что высокой квалификацией должны обладать не только сотрудники подрядных компаний, но и застройщики, государственные заказчики и представители органов строительного надзора.
В части, касающейся роли саморегулируемых организаций, отмечалось следующее: институту саморегулирования нужны дополнительные инструменты, чтобы в полной мере выполнить цели по повышению качества строительства и содействовать достижению заложенных в Стратегии показателей. Одним из таких инструментов может стать система профессиональных квалификаций в строительстве.
Также на пленарном заседании прозвучали доклады, посвященные следующим темам: «Организационные аспекты подготовки проекта Стратегии развития строительной отрасли и дорожной карты ее реализации», «Кадровый потенциал, независимая оценка квалификаций, формирование профессиональных компетенций», «Факторы, определяющие качество проектных решений», «О реализации Национального проекта «Жилье и городская среда», «Реформа ценообразования в строительстве», «Техническое регулирование в строительстве», «Основные направления градостроительной политики, определяющие дальнейшее развитие строительной отрасли Российской Федерации», «Стратегия пространственного развития города – принципы построения модели».
В докладе «Техническое регулирование в строительстве» был поднят целый ряд важнейших вопросов, затрагивающих всю строительную отрасль. В частности, в докладе отмечалось, что методика по разработке Стратегии, утвержденная Министерством экономического развития РФ, содержит важный тезис. В ней говорится, что Стратегия — это взаимная деятельность государства и предпринимательского сообщества. К сожалению, подчёркивалось в докладе, в техническом регулировании существует конфликт между разрешительно-принудительными механизмами, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации разрабатывает государство, выполняя свою функцию обеспечения безопасности граждан, а также безопасности продукции и услуг, и предпринимательским сообществом, для которого, чем меньше таких разрешительно-принудительных механизмов, тем больше свободы для проявления активности.
Соответственно, сохранение баланса между этими сторонами и является основной задачей технического регулирования. Техническое регулирование — это не только нормативно-техническая база. Это и оценка соответствия, и надзор, и контроль. Эти вопросы отражены в разных частях проекта Стратегии. Однако представленные в нем подходы не всегда соответствуют мировой практике, на которую ссылаются авторы. Реформа технического регулирования в странах с развитой экономикой проходила в течение предыдущего десятилетия. Залогом успеха этой реформы было то, что она осуществлялась на основе директивных документов. Вторым фактором успеха реформы была тесная кооперация государства и бизнеса. Бизнес инициировал эти реформы, а государство с помощью своих властных структур, совместно с предпринимательским и научным сообществом продвигало эту реформу. Третье — это использование положительного и отрицательного опыта других стран, а также выбор оптимальной Стратегии развития технического регулирования с учетом собственных национальных особенностей.
В проекте Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года, как упоминалось в тексте выступления, необходимо выбрать и обосновать будущую модель отраслевой системы технического регулирования. Сегодня у нас есть национальные, межгосударственные, европейские, международные стандарты. Для создания единой системы необходимо определиться по целому ряду позиций.
Прежде всего, необходимо понять, является ли для России национальная система стандартизации приоритетом. В строительстве в подавляющем большинстве стран требования изложены в национальных документах, а вот по отношению к строительным материалам, изделиям и конструкциям заводского изготовления документы могут быть и наднациональными.
Следует принять решение, нужна ли двухуровневая национально-территориальная система, которая была всегда. Также необходимо четко определить объекты и субъекты технического регулирования. Объекты технического регулирования определены в Федеральном законе от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Это здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса). При этом субъектами технического регулирования, если судить по тексту проекта Стратегии, является только государственный регулятор — Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства и другие органы власти. Однако предпринимательское сообщество и профессиональное сообщество как субъекты технического регулирования нигде не определены. Хотя именно эти сообщества являются центрами компетенций.
Также необходимо определить структуру и иерархию документов системы технического регулирования с учетом приоритетных направлений инновационного развития отрасли. Важнейшей задачей является детальный анализ нормативно-технических документов с целью исключения неактуальных документов. После этого можно будет разработать на каждый объект регулирования матрицу и оценить, какие области закрыты нормативными требованиями, а что нуждается в доработке.
Отдельно подчеркивалось, что переход к функционально-ориентированному методу должен быть прописан в распорядительном регулирующем документе уровня федерального закона. Для этого в Стратегии необходимо поставить вопрос о разработке отдельного строительного кодекса. Во всех развитых странах существует два документа. Первый — это градостроительный кодекс или закон о пространственном развитии, а второй — строительный кодекс, в котором содержатся требования к организации конкурсных процедур и рекомендуемые нормативные документы.
Наконец, в докладе прозвучали тезисы о необходимости усовершенствовать методы оценки соответствия и реформировать систему контроля и надзора.
Завершился первый день Форума мозговым штурмом и яркими выступлениями представителей строительной отрасли и органов исполнительной власти из субъектов Российской Федерации, которые в ходе дискуссии постарались расставить приоритеты дорожной карты по реализации Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года.
Как отметил генеральный директор СРО Ассоциации «Э.С.П.» Дмитрий Мурзинцев: "Важно, что к формированию дорожной карты реализации Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года привлечены самые разные общественные и профессиональные организации, такие как НОСтрой, НОПРИЗ, ТПП РФ, «ОПОРа России». Широкое обсуждение позволяет охватить все ключевые вопросы, включая стратегические механизмы повышения качества качества кадров, реформу ценообразования и совершенствование технического регулирования. Ни по одному из данных направлений оптимальное решение не может быть выработано исключительно на уровне разработчиков документов, поэтому крайне необходимо, чтобы в совместной работе над дорожной картой привлекались представители государственных структур - министерств и ведомств, а также законодательной власти - и профессионального сообщества ".