В декабре этого года Ассоциация экспортеров и импортеров (АЭИ) совместно с Бизнес-школой маркетинга и предпринимательства Российского экономического университета Г.В. Плеханова провела мастер-класс на тему «Перспективы и сложности выхода российских экспортеров на рынок Китая».
Китай является важнейшим торговым партнером нашей страны. Товарооборот растет с каждым годом и к концу 2019 года должен достичь 110 млд. долларов. В ноябре этого года на Саммите стран БРИКС Президент России Владимир Владимирович Путин назвал реалистичной задачей увеличение российско-китайского товарооборота до 200 млрд долларов в ближайшее время.
Китай также является одним из самых перспективных направлений российского экспорта. Однако китайский рынок имеет ряд особенностей. Недостаточное понимание специфики маркетинга в Китае, менталитета китайского потребителя приводят к досадным ошибкам и являются серьёзным сдерживающим фактором роста экспорта российских товаров в КНР, особенно для предприятий МСП. На мастер-классе эксперты по внешнеэкономической деятельности помогли российским предпринимателям разобраться в тонкостях китайского рынка, особенностях маркетинговой деятельности на целевом рынке Китая, раскрыли вопросы адаптации и сертификации продукции российских компаний, а также рассказали о возможностях online-торговли для экспорта. На реальных кейсах разобрали позитивный и негативный опыт, дали практические рекомендации. Эксперты подчеркнули необходимость понимания кросс-культурных аспектов между нашими странами.
Исторические процессы у двух народов идентичны - только в Китае колесо судеб словно бы вращается несколько быстрее. Китай, как и Россия, страна огромных расстояний и колоссальных различий в нравах и обычаях. В Тибете живут не так, как, скажем, в бамбуковых зарослях острова Хайнань или в многолюдном Шанхае. И готовят пищу везде по-разному. На юге можно встретить на столе чеснок и рис, на севере любят орехи и бобовые, чеснока там не увидишь. Первенство на лучшую кухню в Китае оспаривают Пекин, Кантон и Сычуань. Кантон отдает предпочтение лакомствам. В Сычуане кухня славится пряностями и к тому же знаменита своими равиоли - хунтун, как их здесь называют. Традиции приготовления этого блюда настолько древние и сложные, что имеет значение даже температура и влажность на кухне. Одним словом, для успешного продвижения своей продукции на рынок Китая российским предпринимателям необходимо учитывать все тонкости вкусовых предпочтений китайских потребителей.
В мастер-классе приняли участие от Ассоциации экспортеров и импортеров (АЭИ): Полетаева Елена - генеральный директор АЭИ, кандидат экономических наук, независимый финансовый советник, консультант по ВЭД, тренер Российского экспортного центра. Максим Гальперин – выпускник совместной программы РЭУ им. Плеханова и Школы экспорта РЭЦ «Организация бизнеса и управление экспортной деятельностью», кандидат наук, консультант по ВЭД, наставник экспортного акселератора РЭЦ. Людмила Федорова (Китай) - действующий предприниматель, эксперт по выходу на рынок Китая. Более 9 лет живет и работает в КНР, где оказывает поддержку российским бизнесменам по выходу на местный рынок, помогает грамотно выстраивать отношения с местными поставщиками, производителями, разобраться в вопросах налогообложения и организации финансовых платежей.