10-12 октября 2019 года в г. Лесной Свердловской области прошел Форум городов-участников проекта «Школа Росатома», разрабатывающих и реализующих модели развития муниципальных систем образования. Представители 14 городов-участников проекта представили и обсудили на форуме более 120 мероприятий, которые были разработаны шестнадцатью муниципальными командами в целях развития систем образования городов.
Программа форума была спроектирована так, что у всех его участников была возможность познакомиться с достижениями муниципальной системы образования города Лесного в контексте программ, мероприятий и активностей, реализуемых в рамках проекта «Школа Росатома». Участники форума погружались в атмосферу индивидуализации и коллективизма, выбора и образовательного многообразия, которая создается и живет благодаря команде МАОУ «Лицей» города Лесного – школа-участницы Инновационной сети образовательных организаций «Школа Росатома». Представители городов, приехавшие на форум, побывали на открытии атомкласса, предметно-пространственная среда которого максимально соответствует требованиям стандартов сети атомклассов проекта «Школа Росатома», а деятельность выстроена в том числе с использованием форматов, позиционируемых в рамках проекта. Была предоставлена возможность побывать в пространстве Open Space сетевого детского сада №6 «Золотой Петушок». Новенький и совсем еще необжитый, но так манящий детскую инициативу, стал поводом для обсуждения технологий дошкольного образования, которые будут реализованы в детском саду, который пока еще меньше года примеряет на себя технологические стандарты «Школы Росатома».
На пленарных заседаниях форума участники представляли модели развития муниципальных систем образования и мероприятия, которые могли бы помочь продвинуться в реализации этих моделей. Ставки в обсуждении были высокими. Обсудив представленные модели и мероприятия, участники форума путем тайного голосования определяли примерный перечень городских мероприятий, которые могут быть реализованы в 2019-2020 учебном году при поддержке проекта «Школа Росатома», которая позволит участвовать в них детям, их родителям и педагогам из всех городов-участников проекта.
Перед самым голосованием состоялись дебаты между командами участниками форума. Обсуждались достаточно сложные и чувствительные для участников проекта «Школа Росатома» вопросы:
- необходимо ли обновлять состав мероприятий проекта «Школа Росатома» (например, стоит ли продолжать конкурсы для педагогов в существующих форматах или необходимо поддержать предложенные городами новые формы) или же нужно переводить уже сформировавшиеся практики в рамках проекта в штатное функционирование в городах?
- нужно ли выстраивать мероприятия проекта в единой логике под единую задачу или же необходимо обеспечить возможность находить в проекте детям, их родителям и педагогам какую-то индивидуальную траекторию благодаря разнообразию задач, содержания и форматов мероприятий?
- возможна ли реновация (ротация) существующих форматов мероприятий проекта и все ли форматы мероприятий необходимо реновировать (ротировать)?
Эти и другие вопросы участники форума разбирали исходя из задач, которые стоят перед муниципальными системами образования городов-участников проекта, из интересов детей, родителей и работодателей, представители которых присутствовали на форуме и участвовали в последующем голосовании с целью определения мероприятий, которые будут реализованы в рамках проекта «Школа Росатома».
Закрытие форума было и торжественным и очень душевным. Всех очень интересовал вопрос, какие же мероприятия будут реализованы в проекте «Школа Росатома» в текущем учебном году. В торжественной обстановке были названы мероприятия – лидеры голосования.
По направлению «Развитие общественных представлений о качестве образования» лидерами голосования стали:
- «Первый Кубок семейных команд «Family Skills» (г. Заречный Пензенской области). Мероприятие представляет собой конкурс семейных команд, участниками которых – дети в возрасте от 12 до 17 лет, родители, родственники, и педагоги (наставники);
- «Фестиваль Квест Инициатив (развитие родительского волонтерства)» (г.Трехгорный Челябинской области). Задача мероприятия – поиск форм вовлечения родителей в качестве помощников и участников в образовательный процесс в детских садах.
По направлению «Обеспечение развития талантов детей» лидерами голосования стали:
- «Школа проектов» (г. Железногорск Красноярского края) – обновленное системное мероприятие, направленное на освоение проектными технологиями не только детьми, но и их родителями и педагогами;
- «Метапредметная олимпиада «Школы Росатома» (г. Новоуральск Свердловской области)– традиционное мероприятие проекта «Школы Росатома», необходимость которого для города и проекта в целом убедительно доказала муниципальная система образования города Новоуральска;
- «Фестиваль «Атом Медиа» (г. Заречный Пензенской области). Это системное мероприятие станет логичным продолжением проекта «Атом ТВ», но позволит расширить представления о современных технологиях медиатворчества и привлечь большее количество школьников;
- «Конкурс-фестиваль «Rosatom’s Cool: продвижение» (г. Лесной Свердловской области). Это системное мероприятие станет логичным продолжением развития СМИ проекта «Школа Росатома» с расширением спектра технологий работы с информацией.
По направлению «Обеспечение развития детей с особыми потребностями» лидерами голосования стали:
- «Волонтерская профориентационная стажировка для подростков 15-17 лет #ЗажигайАтом» (г. Лесной Свердловской области). Идея мероприятия в создании реальных условий, событий и возможностей для овладения заинтересованными подростками начальными педагогическими навыками работы с детьми в оздоровительном лагере, что обеспечит привлечение их в будущем в педагогическую профессию;
- Фестиваль «Снежные мультярики» (г. Снежинск Челябинской области). Идея фестиваля в интеграции детей с разными возможности в общую интересную и высокотехнологичную деятельность по созданию авторских мультфильмов при взаимодействии с педагогами и родителями.
По направлению «Кадровое обеспечение развития образования» лидерами голосования стали:
- Фестиваль профессионального мастерства «Конкурс педагогических команд» (г. Заречный Пензенской области). Фестиваль пришел на смену традиционным конкурсам учителей и воспитателей в рамках проекта «Школа Росатома». Цель мероприятия – содействие коллективному обучающему диалогу педагогов образовательных организаций по актуальным проблемам развития технологий в образовании, популяризация новых профессионально-педагогических компетенций, востребованных в современном обществе;
- Проект «Центр Компетенций «Шаг в будущее» (г. Зеленогорск Красноярского края). Составные части проекта – дистантная работа с профессиональными затруднениями педагогов дошкольного образования из 20 городов-участников проекта, а также организация очного профессионального события «Скорая профессиональная помощь», которое обеспечит возможность наиболее продвинувшимся участникам продемонстрировать, как профессиональные затруднения были решены.
Всего в рамках форума было определено 10 мероприятий – лидеров голосования, которые предложено реализовать в 2019-2020 учебном году. Еще два мероприятия из числа предложенных городами (по направлениям «Инженерное творчество» и «Художественное творчество, искусство») будут поддержаны по решению экспертов, так как ни одно из таких мероприятий, предложенных на Форуме, не стало лидером голосования.
До конца 2019 года проектные команды городов-инициаторов мероприятий, ставших по результатам форума лидерами голосования, совместно с экспертами АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика», осуществляющего научное руководство проектом «Школа Росатома», проведут консультации, по итогам которых будет сформирован график проведения мероприятий, разработаны положения о мероприятиях и определены рамки для разработки образовательного контента и содержания деятельности на мероприятиях.
Проект «Школа Росатома» выражает искреннюю благодарность управленческой команде города Лесного под руководством главы администрации городского округа «Город Лесной» Сергея Черепанова за высокий уровень организации форума, душевность и гостеприимство. Выражаем благодарность и всем городам, которые представили модели развития муниципальных систем образования на форуме и коллегиально приняли решение о составе мероприятий проекта «Школа Росатома» на 2019-2020 учебный год.
Командам управленцев и педагогов, родителей и детей, социальных партнеров и работников градообразующих предприятий 20 городов-участников проекта «Школа Росатома» предстоит интересная совместная работа по реализации ключевых задач развития систем образования на благо юных граждан, получающих образование и импульс к будущим свершениям.
Снежинск Челябинской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.