Вчера, 10 октября, в Государственном Совете прошли парламентские слушания по проекту республиканского закона «О бюджете Республики Татарстан на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». Бюджет-2020, по оценке депутатов, сбалансирован и социально-направлен. Доля социально-значимых расходов в проекте бюджета-2020 составляет более 70% от общего объема расходов, сообщает пресс-служба Государственного Совета Республики Татарстан.
Традиционно обсуждение законопроекта о бюджете проходит при широком участии общественности. В обсуждении главного финансового закона республики приняли участие Премьер-министр Татарстана Алексей Песошин, заместитель Председателя Государственного Совета Юрий Камалтынов, депутаты Государственного Совета, представители Кабинета Министров, профильных министерств и ведомств, Аппарата Президента республики, представители общественных организаций. Провел парламентские слушания председатель Комитета по бюджету, налогам и финансам Леонид Якунин.
Рассмотрение бюджета республики ежегодно предваряется прогнозом социально-экономического развития. При разработке республиканского бюджета были учтены следующие показатели социально-экономического развития:
- рост валового регионального продукта на 2,5% в 2020 году, на 2,1% и 2% – в плановом периоде;
- рост индекса промышленного производства на 2,9% в 2020 году, на 1,9% и 1,3% – в плановом периоде;
- рост среднемесячной заработной платы на 6,3% в 2020 году, на 7,3% в плановом периоде;
- рост индекса потребительских цен на 3,8% в 2020 году, на 3,8% и 4% в плановом периоде;
- экспортная цена на нефть: 59,7 доллара за баррель в 2020 году, 57,9 и 56,3 доллара за баррель в плановом периоде;
- курс доллара: 64,9 рублей в 2020 году, 65,4 и 66,2 рубля в плановом периоде;
- инфляция: 3,8% в 2020 году, 3,8% и 4% в плановом периоде.
Основные параметры бюджета Республики Татарстан на 2020 – 2022 годы следующие:
В 2020 году доходы запланированы в сумме 264 818 828,6 тыс. рублей (по сравнению с первоначальными плановыми показателями 2019 года больше на 11,7 %), в 2021 году – 270 033 384,7 тыс. рублей, в 2022 году – 272 339 250,1 тыс. рублей.
Расходы на 2020 год запланированы в сумме 267 961 768,9 тыс. рублей, в 2021 году – 272 842 377,1 тыс. рублей, в 2022 году – 274 970 533,0 тыс. рублей.
Дефицит бюджета Республики Татарстан в 2020 году запланирован в сумме 3 142 940,3 тыс. рублей, в 2021 году – 2 808 992,4 тыс. рублей, в 2022 году – 2 631 282,9 тыс. рублей.
Как отметил министр экономики республики Фарид Абдулганеев, в настоящее время наблюдается замедление роста экономических показателей. Связано это с рядом внешних причин, таких как, например, противостояние США и Китая. По прогнозам профильного министерства, в следующем году темп роста валового регионального продукта республики 102,5%. Объём отгруженной продукции, по оценке, составит 2 трлн 941 млрд рублей.
В следующем году планируется реализовать ряд крупнейших инвестиционных проектов. В частности, «Танеко» планирует ввод в эксплуатацию установки каталитического крекинга и опытно-промышленной установки гидроконверсии гудрона. «Нижнекамскнефтехим» планирует реализовать проект по производству дивинил-стирольного синтетического каучука мощностью 60 тыс. тонн в год. «Казаньоргсинтез» планирует нарастить производство собственного этилена до 654 тыс. тонн в год, модернизировать завод поликарбонатов, что позволит нарастить мощность производства до 100 тыс. тонн в год, а также запустить проект по увеличению производства шин Viatti до 5,9 млн. шт. в год. «Алабуга-Волокно» планирует реализовать проект по созданию завода по производству ПАН-прекурсора мощностью до 5 тыс. тонн в год, что позволит создать полную цепочку промышленных переделов полимерных композитных материалов на основе углеродного волокна в России.
В результате планируемого ввода новых промышленных мощностей индекс промышленного производства в 2020 – 2024 годах прогнозируется на уровне 101,3 – 103,8%.
Рост сельхозпроизводства, согласно прогнозам Министерства экономики республики, в ближайшие годы составит 101,9%.
Безусловно, основным показателем, характеризующим экономическую эффективность деятельности организаций, является прибыль. По оценкам профильного министерства, объем прибыли в этом году достигнет уровня 485,9 млрд. рублей, а в перспективе к 2024 году прогнозируется умеренный рост показателя до 517,2 млрд рублей.
Инвестиционная активность – еще один ключевой фактор обеспечения экономического роста. В этом году Менделеевск стал пятой в республике ТОСЭР. Всего на данных территориях в республике зарегистрировано 58 резидентов, создано свыше 4300 новых рабочих мест.
Продолжится развитие особых экономических зон. Сегодня на долю ОЭЗ «Алабуга» (на сегодняшний день размещено 57 резидентов) приходится половина выручки всех особых экономических зон России и порядка 80% выручки ОЭЗ промышленно-производственного типа. Министерством экономики республики подготовлена заявка на создание новой особой экономической зоны промышленно-производственного типа «АлмА» на территории Нижнекамского, Альметьевского и Лениногорского муниципальных районов. Стратегический инвестор – ПАО «Татнефть».
Отдельно Фарид Абдулганиев остановился на развитии малого и среднего бизнеса, который формирует четверть экономики республики. Согласно прогнозу, оборот малых и средних предприятий к 2024 году составит около 1,7 трлн. рублей. Всего в республике действует 74 промышленные площадки и 16 промышленных парков, на которых осуществляют деятельность более 1 тыс. 400 резидентов, создано около 27 тыс. рабочих мест. Ими произведено порядка 10% от всего объема промышленного производства республики.
Глава профильного министерства подчеркнул, что основные параметры социально-экономического развития Татарстана в целом соответствуют базовому сценарию Стратегии-2030, согласно которому объем валового регионального продукта в 2030 году должен превысить 5 трлн рублей.
Министр финансов республики Радик Гайзатуллин подчеркнул, что при формировании бюджета были учтены сценарные условия развития экономки республики, а также изменения федерального законодательства, которыми внесены изменения в доходную структуру регионов.
Традиционно основными источниками поступлений в республиканский бюджет остаются налоги на прибыль, на доходы физических лиц и акцизы. Как отметил Радик Гайзатуллин, в 2020 году поступление налога на прибыль прогнозируется в размере 100 млрд. рублей, налога на доходы физических лиц (в консолидированный бюджет) - в сумме 82,1 млрд рублей (31% налоговых доходов). Согласно прогнозным данным, поступление акцизов в консолидированный бюджет составит 34,2 млрд рублей, в бюджет республики – 33,1 млрд рублей.
Неналоговые доходы консолидированного бюджета, по данным профильного министерства, прогнозируются в объеме 11,7 млрд рублей (консолидированный бюджет), в бюджет республики – 7,6 млрд рублей. Безвозмездные поступления от федерального бюджета в проекте бюджета Республики Татарстан учтены на 2020 год в сумме 31,3 млрд рублей.
В ближайшие три года продолжат действовать пониженные ставки по ряду налогов для бизнеса. В частности, по налогу на имущество организаций продлен на 2020 год срок действия пониженной ставки в размере 0,5% технопаркам, индустриальным паркам, инновационно-технологическим центрам, до 1 января 2022 года действуют налоговые преференции в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых организациями для нужд здравоохранения, физической культуры, и садоводческих и огороднических товариществ. По упрощенной системе налогообложения продлено действие на 2020 год пониженных налоговых ставок по объекту налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». Продолжится работа по пилотному проекту специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (пониженная налоговая ставка для самозанятых).
В проекте республиканского бюджета обеспечено исполнение всех социальных обязательств. Социальная направленность Основного финансового закона республики, когда большая часть расходов направляется на социальную сферу, будет сохранена и в следующем году.
В проекте бюжета-2020 доля социально-значимых расходов составляет более 70%. Расходы социальной сферы в консолидированном бюджете по сравнению с прошлым годом возрастут на 5,7%, в 21 году - на 6,6%; в 22-м году – на 7,6%.
В следующем году предусмотрена реализация 30 государственных программ Республики Татарстан. Общий объем финансового обеспечения на их реализацию составит 243 893 млн руб., что на 13,4% больше планового объема финансирования государственных программ в 2019 году. Продолжится реализация национальных проектов. Доля программных расходов к общему объему расходов увеличится и составит около 90%.
Муниципальные бюджеты республики сбалансированы и бездефицитны. Парламентарии считают, что в следующем году необходимо сконцентировать усилия на поиске резервов увеличения доходной базы местных бюджетов. В частности, одним из новшеств, требующих реализации начиная с 2020 года, является обязательность заключения соглашений с муниципальными районами и городскими округами, получающими дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. В данных соглашениях будут предусматриваться меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов района или города.
Парламентарии обратили особое внимание профильного министерства на необходимость решения социальных задач, в частности, обеспечения жильем социально незащищенных категорий граждан (дети-сироты, многодетные семьи). Секретарь Государственного Совета Лилия Маврина задала этот вопрос от имени депутатской группы «Мэрхэмэт» - «Милосердие».
Председатель Комитета по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике Азат Хамаев вновь поднял вопрос обеспечения инфраструктурой земельных участков, выделенных многодетным семьям по федеральной программе.
Депутатов также интересовали вопросы сохранения «упрощенки» для малого бизнеса, повышения заработной платы бюджетников, индексации зарплат медицинских работников и другие.
Марат Галеев, выступая от имени парламентской фракции «Единая Россия», отметил, что сегодня в мире, пожалуй, не найдется ни одного бюджета, который бы устроил всех. «В республике бюджетная политика последовательная, нацелена на улучшение структуры экономики, с одной стороны, и обеспечение устойчивого экономического роста при любых, даже неблагоприятных, обстоятельствах, с другой», - так Марат Галеев оценил представленный проект бюджета.
Еще один важный фактор, по мнению Марата Галеева, – социальная направленность. Уменьшается очередность детей-сирот по обеспечению жильем, реализована программа ремонта сельских школ, выполнена трехлетняя программа модернизации поликлиник. Все это результат последовательной работы. «Хотелось бы темпов повыше, но реализм примиряет с действительностью», - отметил депутат.
Проект бюджета не дает достаточно полного ответа на ряд вопросов, считает депутат от фракции КПРФ Фадбир Сафин. Например, снижение объемов расходов на ряд направлений, если сравнить темпы с инфляцией. Остается высокая зависимость от сырья и курса доллара. Это создает высокие риски, уверен Фадбир Сафин. Волнует депутата и недофинансирование муниципальных образований в части переданных им государственных полномочий.
Фракция КПРФ подготовила ряд предложений по бюджету-2020, сегодня Фадбир Сафин передал их Премьер-министру республики, главам профильного парламентского комитета и министерства.
Одновременно с бюджетом республики обсуждается и бюджет Территориального фонда ОМС. В 2020 году доходы составят 57 674,7 млн рублей. Расходы 57 674,7 млн рублей. Бюджет Фонда на ближайшие три года планируется бездефицитным.
По итогам парламентских слушаний были разработаны рекомендации, которые в обязательном порядке будут учтены при дальнейшей работе над проектом бюджета. В настоящее время проект бюджета республики изучается во всех парламентских комитетах по профильным направлениям. Затем будет подготовлено сводное заключение. В начале октября в районах республики прошли зональные совещания по обсуждению бюджета. Законопроект о бюджете республики на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов будет рассмотрен в первом чтении на ближайшем заседании Государственного Совета.
Елабуга Республики Татарстан является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.