«8 июля 1929 года в Южную Осетию прибывает большая научная экспедиция в составе 24 человек. В их задачу входило не только исследование природных ресурсов Южной Осетии, но и работы на прокладываемой через Кавказский хребет железной дороги», сообщает МИА "Южная Осетия сегодня" («Южная Осетия. Год за годом» Роберт Кулумбегов).
Михаил Чернов, руководитель проекта «Ближний Восток – Северный Кавказ: культурная политика в деле укрепления межнационального мира и межрелигиозного согласия» рассказал о перспективных транскавказских транспортных коридорах:
– Вопрос развития и модернизации транскавказских транспортных коридоров не сходит с повестки дня.
Ситуация в мире стремительно меняется, в том числе на Кавказе и в государствах Закавказья. На наших глазах складывается новая экономическая реальность.
На Кавказе можно выделить три экономических региона. Во-первых, это Восточный Кавказ, к которому относятся Астраханская область, Дагестан и Азербайджан. Эта зона целиком и полностью связана со странами Каспия, Средней Азией и Ираном, проектами по добыче и транзиту углеводородов, прикаспийской торговлей.
Второй регион — Центральный Кавказ — к нему относятся русский Ставропольский край, Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Северная и Южная Осетия, восточная часть Грузии и Армения. Регион Центрального Кавказа связан с развитием гидроэнергетики, горной добычи и технологий. Он также станет ядром инфраструктурной и транспортной матрицы всего Большого Кавказа. Именно здесь находится ключ к безопасности всего региона, наиболее удобный коридор для сухопутной торговли с Ираном, Ираком, Турцией.
К третьему региону можно отнести Западный Кавказ, к которому относятся Краснодарский край, Адыгея, Республика Абхазия, западная часть Грузии. Этот регион ориентирован на сотрудничество и отношения со странами Черноморского и Средиземноморского бассейнов, с Европейским союзом. Это ворота Большого Кавказа в Европу и выход Евразийского союза в Южную Европу. Это и будущие ворота Исламской Республики Иран на европейские рынки, минуя нестабильные государства и регионы Ближнего Востока.
Основной транспортный коридор, вокруг которого будет выстраиваться вся система транскавказских транспортных коридоров – центральный. Основная автомобильная магистраль, которая свяжет российский Северный Кавказ и Западный Казахстан со странами Закавказья и Ираном — Транскавказская магистраль (Транскам). Она была введена в эксплуатацию в конце 1986 года. В настоящее время трасса функционирует с ограничениями и соединяет Северный Кавказ с Республикой Южная Осетия. По политическим причинам трасса перекрыта на границе Южной Осетии с Грузией в районе населенного пункта Эргнет. Завершена реконструкция основной штольни Рукского тоннеля. Транскам должен быть модернизирован с применением новых для РФ технологий укладки дорожного полотна из постнапряженных или преднапряженных бетонных плит, что позволит перевозить любую номенклатуру стратегических и гражданских грузов без ущерба для трассы. Трасса начинается в Алагире в Северной Осетии, проходит через Республику Южная Осетия, территорию Грузии, Армению и выходит в Иран. С технической точки зрения эту дорогу можно эксплуатировать.
Кроме того, в планах соединение Северо-Кавказской железной дороги (СКЖД) с Закавказской железной дорогой. Для этого должен быть построен отрезок пути Алагир-Цхинвал (около 150 километров) и отремонтирован участок пути Цхинвал-Гори. Планы по обеспечению железнодорожного выхода в Закавказье через Большой Кавказский хребет были еще у Российской Империи, конкретные проекты рассматривались и прорабатывались в СССР и Российской Федерации в 30-х, 60-х и 90-х годах ХХ века. Однако они так и не были реализованы. В 2008 году глава РЖД Владимир Якунин на встрече с президентом РФ Дмитрием Медведевым сообщил о начале работы по подготовке проекта строительства железнодорожного сообщения между Россией и Южной Осетией. В настоящее время проект прорабатывается в профильных ведомствах. Автомобильная и железная дороги свяжут Россию, Западный Казахстан через Осетию с Арменией с дальнейшим выходом на Иран, в том числе в перспективе и железнодорожным. В настоящее время руководством Армении рассматривается три возможных маршрута трассы Армения-Иран.
Магистральный транспортный коридор через Центральный Кавказ будет иметь и несколько ответвлений, своего рода страховочных маршрутов, ряд из которых будет выполнять и собственную самостоятельную функцию. Действует в настоящее время военно-грузинская дорога, связывающая столицу РСО-Алания Владикавказ с Тбилиси. Основной ее недостаток – сложность маршрута и проблемы эксплуатации в зимний период. Одним из ответвлений может стать и военно-осетинская дорога через Мамисонский перевал, которая свяжет Северную Осетию с Западной Грузией и портом в Батуми.
Через автодорожную и железнодорожную сеть Армении и Грузии Иран получит выход к Черноморским портам, что важно для развития торговых отношений Исламской Республики со странами бассейнов Черного и Средиземного морей, государствами Европейского Союза.
Центральнокавказский коридор, хоть и будет основным коридором, связующим Россию и страны Закавказья, Россию и Иран, но он не будет единственным. Близок к завершению железнодорожный коридор на Восточном Кавказе, Россия-Азербайджан-Иран, связанный с предстоящим завершением строительства железнодорожной ветки Астара-Решт-Казвин, который является частью Международного Транспортного Коридора «Север-Юг» (МТК «Север-Юг»). Этот коридор позволит быстро нарастить объемы товарооборота между Россией и Ираном, снизить издержки транспортировки грузов, однако он никогда не будет основным. Его недостатки пока связаны с политическими ограничениями и географией. Двусторонние отношения между РФ и Азербайджаном и между Ираном и Азербайджаном имеют огромный потенциал и неуклонно развиваются. Однако на данном этапе на него нельзя полностью полагаться в вопросах транспортировки из России в Иран стратегических грузов, он не развивает важные для экономики горные районы и не проходит по территории евразийской Армении, оставляя ее за скобками. Поэтому он будет носить важное торговое, но пока не стратегическое значение.