До появления Google, Facebook (Запрещенная в РФ организация) и Amazon, технологическое лидерство в отрасли принадлежало Microsoft.
И ни один продукт не был более доминирующим, чем браузер Microsoft, Internet Explorer. В начале 2000-х годов браузер компании был шлюзом доступа в Интернет для 95 процентов пользователей, что способствовало тому, что Microsoft оказалась в центре усилий правительства по реорганизации компании.
Почти два десятилетия спустя браузер Google Chrome стал самым распространенным браузером в этом сегменте, и компания сталкивается с проблемами, похожими на теми, с которыми столкнулся Microsoft, а также с правительственным контролем.
Но Google сталкивается с новой проблемой – растущее осознание потребителями того, что каждый их цифровой шаг отслеживается.
«Я думаю, что Cambridge Analytica сыграла роль катализатора, чтобы люди знали, что их данные могут быть использованы не так, как они ожидали», – сказал Питер Доланжски, руководитель подразделения Firefox веб-браузера Mozilla, ссылаясь на скандал, в котором компания политического консультирования получила данные о миллионах пользователей Facebook (Запрещенная в РФ организация).
И в каком-то поэтичном повороте ролей Microsoft позиционирует себя, как компанию, которая сможет заполучить пользователей, которым может надоесть браузер Google Chrome и его сомнительные методы обеспечения конфиденциальности. Ожидается, что в ближайшие месяцы Microsoft выпустит обновление своего последнего браузера под названием Edge.
«Если вы посмотрите на любого, кто может нанести ответный удар и получить долю рынка, это будет Microsoft», – сказал Дэвид Смит, вице-президент аналитической компании Gartner.
Microsoft является лишь одной из компаний, которые хотят получить долю рынка Google – некоторые из них используют собственное программное обеспечение с открытым исходным кодом. Есть одно имя, которое может быть знакомо большинству потребителей - браузер Mozilla Firefox – также является ветераном «браузерных войн». Mozilla, которая «наступает на пятки» ведущих браузеров на протяжении большей части своего существования, вводит более агрессивные настройки конфиденциальности, чтобы попытаться выделиться и воспользоваться конфиденциальностью, конкурирует с Google и другими технологическими гигантами.
Первые браузерные войны происходили на настольных компьютерах, до появления смартфонов, но последняя борьба сложнее, с в ней участвуют и настольные, и мобильные приложения, а игроков здесь немало.
Веб-браузеры, являясь основным средством доступа подавляющего большинства людей к Интернету, являются важнейшим узлом преткновения в цифровой экосистеме. Хотя браузеры бесплатны для пользователей, компании, которые ими управляют, могут оказывать негативное влияние на работу Интернета, особенно если они занимают доминирующее положение на рынке. Для такой компании, как Google, которая делает большую часть своих денег на интернет-рекламе, это означает возможность свободного сбора пользовательских данных. Для такой некоммерческой, как Mozilla, больше пользователей означает возможность убедить разработчиков и другие технические компании принять свои стандарты, ориентированные на конфиденциальность.
Кроме того, существуют другие маленькие браузеры, такие как Opera, Brave и Vivaldi
Генеральный директор Microsoft Сатья Наделла рассказал о будущем браузера, заявив на ежегодной конференции разработчиков в мае, что он хочет, чтобы он был «единственным браузером» для людей, который можно использовать «на работе и дома» – на настольных компьютерах, планшетах и смартфонах.
Однако неясно, как Microsoft будет подходить к вопросу конфиденциальности. Наделла сказал, что он хочет «выйти за рамки возможного», сделав его прозрачным для пользователей, чтобы они могли узнать, какие cookies используются для их отслеживания – что далеко не соответствует обещаниям Firefox – но компания также утверждает, что находится на «ранней стадии изучения того, как лучше всего расширить возможности пользователей» в браузере.
Между тем, Google сталкивается с огромным количеством жалоб на его размер и мощь - так же, как и компания Microsoft два десятилетия назад. Министерство юстиции готовит антимонопольное расследование в отношении Google, сообщает The Wall Street Journal, и в настоящее время компания является лидером рынка.
Chrome, на долю которого приходится более 60% всего мирового рынка, является еще одним из источников претензий к Google в связи с доминированием поисковой системы и рекламного бизнеса. В прошлом году Chrome изменил систему входа в браузер, что стало первым шагом к расследованию.
Firefox отстает от Microsoft по корпоративным размерам и влиянию, но оказывает давление на другие браузеры в плане конфиденциальности и повышает статус ее некоммерческой организации. В прошлом месяце Firefox изменил начальные настройки для новых пользователей, чтобы сторонние «cookie» для отслеживания, такие как те, которые используются в рекламных целях, блокировались – это означает, что по умолчанию отслеживание отсутствует.
Рекламы не исчезают с изменениями. Вместо этого, они становятся менее персонализированными и, похоже, менее раздражительными.
Firefox планирует внедрить изменения для существующих пользователей браузера в ближайшие месяцы, что усложнит рекламодателям отслеживание пользователей в Интернете. По данным StatCounter, компания занимает третье место на рынке браузеров - 5%.
С 2017 года в веб-браузере Apple Safari используется аналогичная технология блокировки файлов cookie, и он регулярно обновляет браузер, стараясь опережать системы отслеживания Facebook (Запрещенная в РФ организация) и Google.
Chrome разрабатывает собственные обновления, чтобы дать пользователям больше причин оставаться в браузере и гарантировать им конфиденциальность. В мае Google заявил, что сторонние разработчики должны будут лучше маркировать свои файлы cookie так, чтобы Chrome мог читать и классифицировать их, чтобы пользователи могли решать, какие из них блокировать.
Борьба в интернет-браузерах стала достаточно острой, чтобы беспокоить рекламную и медиа-индустрию. Рекламодатели привыкли заполнять веб-сайты десятками "cookie-файлов" и другими формами отслеживания в Интернете и опасаются более широкой негативной реакции на персонализированную, основанную на данных рекламы.