Портал RF.Life продолжает знакомить своих читателей с жизнью регионов страны.
Сегодня гость портала RF.Life губернатор Вологодской области Олег Александрович Кувшинников рассказывает (http://rf.life/regiony/gubernator-vologodskoj-oblasti-oleg-kuvshinnikov-v-svoej-rabote-pravitelstvo-oblasti-vsegda-prislushivaetsya-k-mneniyu-obshhestvennosti/) о том, как реализуются в области некоторые социально важные направления, на которых президент России сделал особый акцент.
— Олег Александрович, в своем послании Федеральному Собранию В.В. Путин отметил несколько основных направлений, требующих особого внимания. Давайте остановимся на нескольких из них. Начнем с реализации национальных проектов. В скольких проектах участвует Вологодская область, как идет эта работа?
— Вологодская область участвует в 51 региональном проекте в рамках реализации 11 национальных проектов. Это — «Демография», «Здравоохранение», «Образование», «Жилье и городская среда», «Экология», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Повышение производительности труда и поддержка занятости», «Цифровая экономика», «Культура», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Международная кооперация и экспорт».
Кроме этого, в настоящее время вопрос участия области по оставшемуся проекту «Наука» согласовывается с профильным министерством. В рамках участия области на включение с 2020 года в реализацию национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости», в 2019 году в регионе разработаны региональные проекты «Системные меры по повышению производительности труда», «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях».
В регионе приняты все требуемые нормативные правовые акты, обеспечивающие проектную деятельность, созданы 15 межведомственных команд по управлению региональными проектами.
— Направлений много, они очень важны для общества, для развития области. Это – огромный объем работы. Каким образом ведется контроль за реализацией?
— Закреплена персональная ответственность за достижение целей, целевых показателей и решение задач региональных проектов. Заместители губернатора области определены кураторами проектов, начальники и заместители начальников органов исполнительной государственной власти области — руководителями региональных проектов.
К реализации проектов привлечен частный бизнес, общественные, профессиональные и деловые объединения.
Заключены все требуемые соглашения с федеральными министерствами как по финансированию проектов из федерального бюджета, так и целевые индикаторы, которые должна выполнить область.
— Каков общий объем финансирования региональных проектов?
— Объем финансирования всех региональных проектов до 2024 года из всех источников составит более 100 млрд рублей.
В том числе из них: федерального бюджета – 24,0%, консолидированного бюджета области — 44,7% (в том числе областной бюджет 40,3% или 40,7 млрд рублей; местные бюджеты — 4,4%), государственные внебюджетные фонды – 13,9%, прочие источники – 17,4%.
— На какие проекты выделены эти средства?
— Средства выделены на 43 проекта по направлениям: «Демография», «Здравоохранение», «Образование», «Жилье и городская среда», «Экология», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Цифровая экономика», «Культура», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
При этом на 3 направления средства выделены коммерческими организациями: «Экология», «Образование», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Основная доля финансирования – 17,5 млрд руб. приходится на национальный проект «Экология».
В рамках национального проекта «Экология» более 80% финансирования региональных проектов составляют внебюджетные источники.
— В финансировании участвуют предприятия региона?
— Участниками и источниками финансирования (99%) регионального проекта «Чистый воздух» являются ПАО «Северсталь», ОАО «Северсталь-метиз», АО «Апатит», АО «Череповецкий фанерно-мебельный комбинат», МУП «Водоканал» города Череповца.
Мероприятия регионального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» финансируется организациями-операторами по обращению с отходами.
В рамках регионального проекта «Сохранение лесов» 42% от общего объема финансирования составят внебюджетные средства САУ лесного хозяйства ВО «Вологдалесхоз», по региональному проекту «Оздоровление Волги» — около 30% средства МУП «Водоканал» города Череповца, ООО «Шексна-Водоканал».
— Замечательно, когда предприниматели региона активно участвуют в его жизни… Один из факторов улучшения демографической ситуации – развитие социальной сферы, в том числе — строительство детских садов.
— В целях реализации национального проекта «Демография» между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Вологодской области заключено 2 соглашения, позволяющие активно работать в этом направлении. Сейчас в области ведется строительство 6 зданий детских садов с созданием 2010 дополнительных мест (4 детских сада на 1170 мест – в г. Вологде и 2 детских сада на 640 мест – в г. Череповце).
Общий объем средств, предусмотренный в 2019 году на строительство указанных объектов составляет 1736,5 млн рублей, в том числе 992,3 млн рублей – средства федерального бюджета, 372,3 млн рублей – средства областного бюджета, 372,3 млн рублей – средства местного бюджета.
Все 4 детских сада в Вологде запустят в эксплуатацию летом и уже 1 сентября они примут 1170 детей.
Также в рамках одного из указанных соглашений Вологодской области на 2019-2021 годы предоставлены средства федерального бюджета в размере 1776,1 млн рублей, которые будут направлены на строительство 7 детских садов с созданием 2081 дополнительного места (4 детских сада на 1340 мест – в г. Вологде, 2 детских сада на 640 мест – в г. Череповце и 1 детский сад на 101 место – в Вологодском муниципальном районе).
— Развитие общества, здоровье населения неразрывно связаны с экологией территории, и на этом президент в своем послании также сделал акцент. Как строится в регионе работа по улучшению экологической обстановки, реализации «мусорной реформы»? Учитывается ли в ее ходе мнение населения?
— Да, конечно, мнение населения учитывается и ведется разъяснительная работа. Правительством области с привлечением СМИ и интернет-ресурсов организовано систематическое информирование о ходе реформы: проводятся пресс-конференции, круглые столы, совещания, онлайн-трансляции в социальных сетях, эфиры на радио.
В Департаменте топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования области с конца декабря 2018 года организована «горячая линия» по «мусорной реформе». За истекший период на горячую линию поступило более 1900 обращений граждан и организаций, основные вопросы например: тарифы и оплата, возможные льготы, сигналы о невывезенном мусоре и несанкционированных свалках. Как показывает статистика обращений с момента создания Центра количество вопросов сократилось в разы. Если в апреле и мае фиксировалось до 60 обращений в неделю, то в июне – чуть более 20.
Также при Департаменте топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования области создан Центр немедленного реагирования на жалобы и заявления граждан по вопросам обращения с твердыми коммунальными отходами, срок устранения нарушения – в течение 24 часов с момента поступления.
— Каково участие муниципалитетов в улучшении экологии?
— Основная сложность, с которой мы столкнулись в муниципалитетах – отсутствие достаточного количества контейнеров. В ряде районов их не было никогда (мусор, как правило, вывозился машиной по графику). Оперативно закупить контейнеры и оборудовать площадки для сбора местные администрации не смогли – это привело к несвоевременному вывозу мусора, некачественной уборке.
Именно поэтому на региональном уровне мы приняли решение о выделении субсидии всем муниципалитетам на закупку новых контейнеров. 234 миллионов рублей направлены на приобретение 17 тысяч емкостей для накопления ТКО, что закроет текущую потребность в контейнерах на всей территории Вологодской области. В настоящее время в ряде районов конкурсные процедуры уже проведены, начинается оборудование контейнерных площадок.
Большинству глав муниципалитетов к сегодняшнему дню удалось взять ситуацию под контроль, выстроить более активное взаимодействие с региональными операторами, управляющими компаниями. Региональные операторы, наконец, привели в порядок базы лицевых счетов и сделали людям перерасчет за некорректные начисления платы в начале года.
Органам местного самоуправления рекомендовано усилить контроль за состоянием существующих мест накопления ТКО на территории района, организовать регулярное проведение рейдовых осмотров контейнерных площадок, в случае выявления нарушений принимать незамедлительные меры по их устранению и ликвидации захламлений, недопущению возникновения нарушений в дальнейшем.
— А сами региональные операторы ведут информационно-разъяснительную работу с населением?
— Региональными операторами созданы и поддерживаются в актуальном состоянии официальные сайты в сети интернет, группы в социальной сети ВКонтакте. Открыты представительства во всех муниципальных образованиях в зоне деятельности, организована работа контакт-центров, куда можно обратиться по всем интересующим вопросам, в том числе сообщить о невывезенных ТКО или о несанкционированной свалке.
— Будут ли вноситься изменения в систему обращения с отходами в зависимости от изменения ситуации? Население области будет привлекаться к этой работе?
— Ключевой вопрос реформы – тарифная политика. Хочу подчеркнуть, что Вологодская область одной из первых в стране отреагировала на рекомендации Правительства России (после изменения ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду) и пересмотрела размер платы за вывоз и утилизацию мусора. Тариф снизится уже с 1 июля – для жителей городских округов со 140 до 119 рублей, сельской местности – со 113 до 96 рублей.
Также, с 1 мая все многодетные семьи Вологодской области получили 100% льготу на вывоз мусора. Еще почти 300 тысяч вологжан – льготные категории граждан (инвалиды; инвалиды и участники Великой Отечественной войны; ветераны труда и ветераны военной службы; ветераны труда Вологодской области; многодетные семьи; отдельные категории специалистов, проживающие и работающие в сельской местности, в том числе пенсионеры из их числа, а также некоторые другие категории граждан) — имеют 50% льготу.
Мною дано поручение организовать работу по более глубокой дифференциации нормативов накопления ТКО.
Норматив должен быть дифференцирован не только на городское и сельское население, как это существует сейчас, но и на МКД и ИЖС, частный сектор в городских населенных пунктах и т. д. Представители общественности смогут контролировать проведение замеров для определения нормативов накопления ТКО
Кроме того, во втором полугодии 2019 года планируется внесение изменений в территориальную схему обращения с отходами на территории Вологодской области.
При корректировках будут учтены поступившие на сегодняшнюю дату предложения общественности по раздельному накоплению ТКО.
В соответствии с законодательством корректировки территориальной схемы подлежат общественным обсуждениям. Граждане могут принять участие в общественных обсуждениях проекта изменений в территориальную схему и внести дополнительные предложения по совершенствованию системы обращения с ТКО на территории области. В своей работе Правительство области всегда прислушивается к мнению общественности.
Продолжение следует…
© Татьяна Копыленко (http://rf.life/glavnyj-redaktor/) специально для RF.Life (http://rf.life/intervyu/).
От редакции: Мы начали разговор о работе, которая ведется руководством Вологодской области в направлении развития ряда задач, поставленных президентом страны в послании Федеральному Собранию. В следующем материале мы продолжим разговор об этом и поговорим о создании инвестиционного климата в регионе.
Череповец Вологодской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.