Попасть в историю можно по-разному. Например, история как приключение под названием «Всерос», к заключительному этапу которого через испытания местных и регионального этапов пробились 254 школьника 9-11 классов из 64 субъектов Российской Федерации.
История как летопись Всероссийской олимпиады школьников, в которую золотыми буквами 11 апреля были вписаны имена 94 призеров и 20 победителей.
«Народ, забывший свое прошлое, утратил свое будущее», - утверждал Уинстон Черчилль. Как символично, что лучшие молодые историки собрались именно в Саранске, в Национальном исследовательском Мордовском государственном университете, который носит имя Николая Огарёва. В таком же юном возрасте, как нынешние олимпионики, он вместе со своим другом Александром Герценом на высоком склоне Воробьевых гор в Москве дал торжественную клятву «до конца жизни бороться за счастье народа».
«Учите историю! - продолжает Уинстон Черчилль, - в истории находятся все тайны политической прозорливости. Историки лучше всех других знают, что олимпиада была придумана древними греками как сублимация войны, чтобы, не убивая друг друга можно было проверить свою силу в честном поединке. Вот и на исторической во всех смыслах олимпиаде объективность борьбы заключалась в том, что в первом туре конкурсанты мерились талантами в письменном сочинении исторического эссе на основе анализа источника, во втором - решали олимпиадные задачи, а в третьем – выступали сами и обсуждали свои выступления и выступления своих соперников. И все это – под неусыпным и пристальным оком именитого жюри под руководством авторитетного председателя - президента исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, профессора, академика РАН, доктора исторических наук С.П. Карпова.
Проблемы школьного изучения истории определили особую сложность подготовки к олимпиаде. Поэтому в один из конкурсных дней на круглом столе состоялся серьезный разговор о роли учебника в современном школьном историческом образовании между авторами современных исторических учебников – С.П. Карповым, а также директором Института гуманитарных наук МГПУ В.В. Кирилловым, доцентом истфака МГУ им. М.В. Ломоносова А.П. Шевыревым, директором Историко-социологического института МГУ им. Н.П. Огарёва Н.М. Арсентьевым.
Пусть среди нынешних призеров и победителей окажется тот, кто сможет найти ту единственную верную тональность, которая не нарушит историческую правду. Может быть, это будет Спартак Визавитин из Красноярского края, награжденный специальным призом от Российского исторического общества, или Роман Шуляпов из Мордовии, получивший специальный приз Правительства Республики Мордовия, или москвичка Екатерина Косарева, Илья Кульбаков (Пермский край), Варвара Баскакова (Вологодская область), Татьяна Яковлева (Чувашская Республика), названные лучшими участниками олимпиады в номинациях «Лучший проект» и «Надежда Олимпиады».
И кто знает, может быть, наслушавшись историй на обзорно-пешеходной экскурсии по городу, в музеях, в республиканском центре национальной культуры в селе Старая Теризморга и в Государственном музыкальном театре им. И.М. Яушева, и оказавшись, наконец, на смотровой площадке университета, кто-то из них так же, как Огарев и Герцен, дал торжественную клятву служения народу и справедливости, вдохновленный напутствиями известных историков и заботливых учителей, а также собственным заслуженным успехом.
Автор: Галина Трофимова.