В масштабном опросе приняли участие более 1000 компаний.
Аналитическая группа дата-центра Xelent провела масштабное исследование российского облачного рынка, в рамках которого были опрошены более 1000 представителей российских компаний различного масштаба и сфер деятельности. Исследование выявило глубину проникновения облачных услуг в бизнес-среду.
Около 60% участников составили компании малого бизнеса, оставшиеся 40% поровну поделили между собой представители средних и крупных компаний. 82% респондентов являются сотрудниками компаний с небольшой инфраструктурой (до 10 серверов), 13% – компании, имеющие от 10 до 50 серверов. В опросе приняли участие и крупные технологичные компании, с более чем 50 серверами (5%). Исследование проводилось на нескольких интернет-площадках, включая профессиональные ИТ-сообщества и сайт Xelent.
Результаты исследования опровергли стереотип, что российский рынок не доверяет облачным технологиям, считает облака неоправданно дорогими и несущими в себе высокие риски утечки данных: всего 8,4% респондентов не видят необходимости в использовании облаков. 42,3% опрошенных указали, что уже пользуются облачными услугами, а 34% – планируют начать. Более трети компаний, которые хотят использовать облака в ближайшем будущем, – это лояльная аудитория, готовая к сотрудничеству, которая уже выбирает среди предложений на рынке наиболее подходящие.
«Если переложить полученные в результате опроса данные на модель жизненного цикла принятия инноваций Джеффри Мура, мы увидим, что 43%, использующие облака, – это “раннее большинство”. Это аудитория, которой движет не столько тяга к новым технологиям, сколько стремление найти эффективные практические решения. Для них важно, чтобы технология работала и приносила заметный бизнес-результат. Высокая степень доверия многочисленной аудитории говорит о том, что рынок облачных услуг в России вступает в период расцвета и близится к пику своего развития», – комментирует директор по облачным сервисам дата-центра Xelent Илья Рогов.
Более 80% респондентов отметили, что надежность и безопасность – главные факторы при выборе облачного провайдера. Это самый популярный ответ, цена – лишь на втором месте. Хотя стоимость еще играет большую роль в вопросе перехода в облако, это не определяющий фактор. Полученные ответы отражают большие изменения в сознании потребителей, а также подтверждают то, что облачные услуги действительно надежны и востребованы.
31,4% респондентов указали, что их компании не арендуют оборудование по причине высокой стоимости услуги, а 30,8% останавливает необходимость держать ИТ-инфраструктуру на стороне. Это значит, что две трети опрошенных не осведомлены о преимуществах аренды и ее выгодах для бизнеса, в том числе возможности почти полного перевода Capex в Opex и гарантиях безопасности. При этом 32,9% респондентов отметили, что пользуются услугой аренды оборудования. Часть из них арендуют ИТ-оборудование, чтобы разворачивать на нем частные облака, те же, кто этого еще не делает, являются потенциальными заказчиками облачных услуг –арендаторы ИТ-оборудования, как правило, лояльны к переходу в облака.
Еще более низкий уровень информированности выявил вопрос о методах резервного копирования. Почти половина опрошенных (48%) указали, что хранят резервные копии на своем «железе». Эта аудитория в зоне риска – как правило, компании не имеют возможностей для организации полноценного бэкапа на собственных площадках. 45% респондентов пользуются услугами публичных облаков, colocation или dedicated, а 7% имеют собственный план аварийного восстановления. Такое распределение ответов говорит не только о большом потенциале для развития услуг резервного копирования, но и о наличии интереса к ней со стороны бизнес-сообщества – 7% аудитории подошли к вопросу резервирования с полным пониманием важности этого вопроса.
На основании полученных данных, аналитическая группа Xelent пришла к нескольким выводам. Во-первых, на этом этапе развития рынка для российских заказчиков безопасность стала важнее цены. Низкая стоимость уже не воспринимается как ключевое конкурентное преимущество, пользователи в большей степени заинтересованы в удобной системе тарификации (Pay as you Go).
Во-вторых, снижается значимость технологических преимуществ облачных решений. Важнейшими в сознании потребителей становятся бизнес-преимущества, понятные широкой аудитории: эффективность, экономичность, удобство использования, масштабируемость. Именно эти ценности должны доносить облачные провайдеры в коммуникации со своими заказчиками.
В-третьих, особое внимание провайдеры должны уделять решению существующих технологических проблем. Широкой аудитории, в отличие от ранних пользователей, нужны готовые решения. Это значит, что в арсенале облачных провайдеров должны быть простые решения по миграции, организации непрерывности бизнеса, disaster recovery. Тем не менее, по-прежнему есть существенная доля заказчиков, которые предпочитают держать все под контролем. Поэтому остается востребованным «голый» IaaS – без интерфейса, с расширенными правами, с большими возможностями для управления.
«Исследование выявило не только позитивные перемены на рынке облачных услуг, но и зоны роста. Несмотря на высокий уровень лояльности российских компаний к облакам, значительная часть аудитории недостаточно осведомлена о преимуществах облачных услуг и о том, как можно оптимизировать свои бизнес-процессы с помощью облаков. Донести эту информацию до потенциальных заказчиков – задача, прежде всего, облачных провайдеров», – отмечает Илья Рогов.