6 сентября 2018 года в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации состоялся саммит деловых кругов «Сильная Россия 2018». Организатором саммита выступил АНО Центр поддержки и развития бизнеса «Инициатива», партнером мероприятия стала МОО «Московская ассоциация предпринимателей».
В мероприятии приняли участие представители профильных министерств и ведомств, представители муниципальной власти, экспертное и инвестиционное сообщество, работники научных и исследовательских центров РФ, крупнейших общественных организаций и ведущих предприятий России и зарубежья.
В этом году ключевой темой саммита стало стратегическое партнерство государства и бизнеса. Участники обсудили механизмы господдержки предпринимательства, крупные высокотехнологичных региональных проектов в условиях цифровой экономики, а также пути укрепление экономического потенциала и государственного имиджа России.
Модератором Пленарного заседания выступила Ганеева Светлана Валерьевна, заместитель руководителя Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации. В приветственном слове Светлана Валерьевна обозначила основные темы повестки: цифровые технологии и развитие малого бизнеса.
После выступления модератора пленарной сессии, открыл блок выступлений спикеров президент МОО «Московская ассоциация предпринимателей Поденок Андрей Евгеньевич. По словам А.Е. Поденка, цифровая экономика в России на сегодняшний день воспринимается как некая вспомогательная часть. По мнению спикера, данный сегмент следует выделить в отдельную экономическую отрасль, что даст гораздо более значительный толчок в развитии многих отраслей экономики страны. В завершение, Андрей Евгеньевич поблагодарил Аналитический центр при Правительстве РФ за активность и готовность к открытому диалогу, а также соорганизаторов саммита, поприветствовал участников деловой программы, пожелав продуктивной и эффективной работы.
Далее слово взял Родионов Павел Евгеньевич, генеральный директор АО «Росинфокоминвест». Среди наиболее серьезных вызовов современности спикер отметил технологические изменения и изменения конкурентной среды. По словам П.Е. Родионова, конкуренция смещается из плоскости конкуренции между изделиями в плоскость конкуренции между системами изделий. В данных условиях необходимо уделять особое внимание развитию цифровых технологий. Кроме того, важно создавать условия для ведения бизнеса внутри России, стимулируя развитие цифровых технологий: проводить работу по созданию ГЧП и концессий в сфере IT, развивать институт льготного финансирования и инвестирования в компании, которым это льготное финансирование дается и др.
На совершенствовании работы контрольно-надзорных органов, как способе улучшения делового климата остановилась Блудян Марина Анатольевна, вице-президент ООО МСП «Опора России». В рамках реформы контрольно-надзорной деятельности все контролирующие органы опубликовали исчерпывающие перечни нормативно-правовых документов, содержащих обязательные требования. Однако, по словам спикера, реформа так и не доведена до конца, и предпринимательское сообщество ждет дальнейших решительных шагов от законодательной власти. В первую очередь необходимо сосредоточиться на передаче процедур проверки страховым компаниям и на создании технических регламентов, считает эксперт.
По словам Агамирзяна Игоря Рубеновича, вице-президента Национального исследовательского университета «Высшая школа экономика», цифровая экономика подразумевает внедрение цифровой платформы в различных отраслях народного хозяйства: не только в промышленности, но и в ЖКХ, в медицине и образовании, транспорте и энергетике. По словам спикера, основная проблема заключается в том, что на протяжении 50 лет в России не делались инвестиции в базовые технологии цифровой экономики. В итоге сейчас путь к полной технологической независимости длительный и затратный, так как вместо того, чтобы изначально стать производителями продуктов цифровой экономики, мы превратились в потребителей этих продуктов.
О государственной поддержке предприятий рассказал Плахотников Богдан Викторович, руководитель Департамента промышленной политики Фонда развития промышленности. Среди основных инструментов Фонда: займы, субсидии, специнвестконтракты. В настоящий момент действует 8 программ займов по различным направлениям, со ставкой от 1 до 5% годовых. Займы, прежде всего, выделяются на модернизацию и создание новых производств, на проведение опытно-конструкторских работ, на производство продукции военного назначения, на перекредитование. Однако средства займа нельзя использовать на строительство или приобретение недвижимости, на проведение научно-исследовательских работ.
На определении цифровой экономики еще раз остановился Добрынин Андрей Петрович, советник президента МОО МАП по вопросам цифровизации, заместитель директора Национального центра цифровой экономики, руководитель Экспертного совета ассоциации «Афанасий Никитин». По словам А.П. Добрынина, в первую очередь – это хозяйственная деятельность, результатом которой является повышение эффективности от использования технологий. «И здесь не зазорно обратиться к мировому опыту. Например, в Великобритании цифровизация экономики началась с внедрения информационного моделирования в строительстве. И когда эта программа была принята в 2008 году в период кризиса экономики страны, они взяли несколько крупных проектов, связанных со строительством. Для меня как для экономиста важна такая характеристика, как затраты бюджета на внедрение технологий, на поддержку их внедрения при участии бизнеса. За 5 лет было вложено 4 млн фунтов, а достигнутый результат в виде экономии бюджетных средств– это 840 млн фунтов. Это первый эффект, который получился. Вот такие большие соотношения затрат и эффекта в частности экономии являются отражением эффективности внедрения технологии. Что касается бизнеса, характеристики эффективности не менее заманчивые: снижение стоимости строительства – 33%, снижение стоимости времени строительства – на 50%, снижение количества вредных выбросов – 50%. То есть вы видите, это не проценты – это десятки процентов.
На мой взгляд, это вполне может быть и критерием для всех проектов, которые обсуждаются сейчас. Когда мы говорим о том, нужно ли вкладываться в тот или иной конкретный проект и использовать те или иные технологические возможности, то ответ должен быть однозначно положительный, если уже на расчетном уровне показаны такие десятки процентов изменения значений эффективности использования технологий», - подчеркнул Андрей Петрович.
А.Е. Добрынин в качестве иллюстрации примера такой работы рассказал об инициативе по созданию проекта МОО МАП под названием «Афанасий Никитин». Проект «Афанасий Никитин» создан не отдельно в отрыве от реальности, а включен в большой международный проект, поддержанный государством по развитию МТК «Север-Юг». «Именно здесь бизнес соединяется с государственной стратегией. Причем в данном случае – это конкретные регионы, конкретные области применения (сельскохозяйственное производство, транспортно-логистические услуги и др.). И мой призыв ко всем участникам саммита, именно в том, чтобы находить те сферы приложения, где бизнес может объединяться и получить поддержку на государственном и межгосударственном уровне. Если интересно, как раз можно изучить позитивный опыт наработок в рамках проектов «Афанасий Никитин» и Московской ассоциации предпринимателей», - подчеркнул Андрей Петрович.
В продолжение дискуссии, Абрамов Юрий Рафаилович, Врио генерального директора АНО «Агентство по технологическому развитию», осветил еще одну сторону поддержки российской промышленности - предоставление технологий и технологических решений. В компетенции агентства: международная технологическая экспертиза, формирование и управление консорциумом, поиск партнеров. По словам Ю.Р. Абрамова, когда начинается работа с цифрой, возможность моделирования и сценарного планирования позволяет по-другому управлять ресурсами - более эффективно.
О серьезных пробелах в законодательстве сообщил Иванченко Глеб Викторович, генеральный директор ООО «Нефтяная компания «Нат-Арт». В частности негативный отзыв докладчика заслужил Федеральный закон № 115 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». «Закон применяется бездумно: банки по тем или иным причинам запрашивают у бизнесменов слишко много финансовых документов, доступ к интерфейсу программы имеет практически любой сотрудник банка, что может быть использовано в коррупционных целях. Таким образом, закон не противодействует легализации преступных доходов, не противодействует финансированию терроризма, а в некоторых случаях работает исключительно на уничтожение бизнеса как такового».
С темой «Инвестиции в образование» выступила Агапова Елена Викторовна, директор Центра развития конкурентной политики и государственного заказа РАНХиГС. Эксперт сообщила, что на площадке академии уже действует 15 программ по направлению «Закупки. Госзаказ».
Далее дискуссия продолжилась в плоскости обсуждения механизмов финансовой поддержки субъектов МСП, расширения доступа к закупкам крупнейших заказчиков, повышения инвестиционной привлекательности регионов и др. По данным темам выступили
Битюкова Наталья Викторовна, заместитель руководителя Дирекции информационного и методического содействия организации закупок у субъектов МСП АО «Корпорация МСП», Симоненко Виктор Викторович, руководитель направления электронных закупок ПАО «Россети», Шаматова Малика Улугбековна, Заместитель руководителя Департамента развития корпоративного бизнеса и стратегического управления АО «Росагролизинг», Ореханов Сергей Владимирович, вице-президент, Председатель департамента «Инвестиции и финансы» ООО «Инвестиционная Россия», Заутер Андрей Валерьевич, Директор Strategy Partners Group, Купринов Антон Эдуардович, исполнительный директор Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы, Лопухов Михаил Юрьевич, генеральный директор Фонда поддержки промышленности и предпринимательства, Давыдов Роман Анатольевич, советник по развитию Фонда региональных социальных программ «Наше будущее».
После дискуссии участники саммита продолжили работу на площадке проведения переговоров с представителями госкомпаний, руководителями предприятий реального сектора экономики «Территория развития бизнеса». За два часа было проведено более 70 встреч в формате 15-минутных переговоров на предмет сотрудничества.