Ученые опорного Алтайского государственного университета решают фундаментальную задачу по выявлению причин возникновения у детей различных патологии психического развития.
Научный коллектив факультета психологии и педагогики АлтГУ под руководством доцента кафедры общей и прикладной психологии, кандидата психологических наук Яны Константиновны Смирновой приступил к работе над проектом под названием «Роль совместного внимания и способности интегрировать социальную информацию в развитии дошкольников». Данное исследование, рассчитанное на два года, по итогам конкурса на лучшие проекты фундаментальных научных исследований 2019 года получило грантовую поддержку Российского фонда фундаментальных исследований.
«Основная суть проекта – выявление патологий детского развития. В частности, мы намерены определить, как влияет задержка в психическом развитии ребенка, нарушение зрения или слуха на такой важный механизм, как совместное внимание, - поясняет Яна Константиновна. – Совместное внимание – это то, как ребенок реагирует на указательные жесты мамы, другого ребенка или взрослого, как он распознает предметы, понимает их принадлежность, соотносит их между собой, определяет их назначение и так далее. Если эта функция нарушена, то у ребенка возникают большие отставания в развитии интеллекта, речевых способностей, и даже может привести к развитию аутизма и ряду других негативных последствий».
В рамках проекта ученые АлтГУ намерены разработать механизм определения причин ухудшения психического здоровья ребенка, которое в дальнейшем может привести к проблемам в его развитии и необратимым последствиям.
«Нами уже разработан целый ряд компьютерных приложений по диагностике и корректировке поведения ребенка при совместном внимании. Мы их используем для выявления различных отклонений, определения их особенностей, составляем описательную и сравнительную характеристику каждого из них. В дальнейшем будет разработано приложение и по коррекционной программе, включающей рекомендации по формированию у ребенка навыка совместного внимания. Таким образом, мы намерены провести фундаментальную работу по выявлению данной патологии. Я считаю, что наш проект поможет в решении большой задачи по сохранению психического здоровья подрастающего поколения», - подчеркнула руководитель проекта.
Механизм нарушения совместного внимания у ребенка и его типология в настоящее время, по словам ученого, исследованы незначительно, тем более возрастной период от 4 до 7 лет, которым и будут заниматься молодые ученые АлтГУ. Таким образом, психологи опорного вуза Алтайского края, по сути, будут решать уникальную задачу по систематизации ранее не изученных типов отклонений совместного внимания на разных уровнях нарушения психического развития детей.