На сайте Счетной Палаты размещены основные положения отчета о результатах совместного контрольного мероприятия «Проверка результативности поддержки моногородов на территории Кировской области в рамках реализации приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов» в 2016-2017 годах».
В документе сообщается, что "оценка полноты и эффективности реализации мероприятий по развитию моногородов на территории Кировской области показала следующее.
На территории Кировской области расположено 11 моногородов, включенных в Перечень моногородов. Большая часть моногородов Кировской области - это населенные пункты с небольшой численностью населения с отсутствием значительных перспектив развития. Для них характерно низкое качество и количество трудовых ресурсов, что затрудняет на их территории реализацию инвестиционных проектов, развитие малого и среднего предпринимательства.
В целях реализации на территории Кировской области мероприятий Приоритетной программы в каждом моногороде разработана и утверждена муниципальная программа «Комплексное развитие моногорода», а с 2018 года реализуется региональная программа «Комплексное развитие моногородов Кировской области».
Целевые ориентиры указанных программ Кировской области, также как целеполагание Приоритетной программы, не отвечают целям и задачам основных стратегических документов Российской Федерации, при этом предусмотренные показатели результативности не способствуют объективной оценке реализуемых мер государственной поддержки.
Правительство Кировской области отчиталось о положительных результатах мероприятий Приоритетной программы, проводимых на территории 11 моногородов, в частности, о создании в 2017 году 4186 рабочих мест (147 % планового значения). При этом в структуре созданных рабочих мест преобладают рабочие места, созданные через центр занятости населения (40,1 %), главным образом через формы временного трудоустройства несовершеннолетних граждан.
Однако официальная статистика о ситуации на рынке труда в моногородах Кировской области свидетельствует о негативной ситуации.
По состоянию на 1 апреля 2018 года в 5 моногородах (г. Белая Холуница, г. Кирс, пгт Красная Поляна, г. Луза, пгт Стрижи) уровень регистрируемой безработицы превышает среднероссийский показатель и аналогичный показатель Кировской области в два и более раз.
За период 2014-2017 годов численность населения, выбывшего с территории моногородов Кировской области, на 7,2 тыс. человек превышает численность прибывших.
Согласно информации консалтинговой компании «КБ «Стрелка» в 2017 году в рамках Приоритетной программы во всех 11 моногородах Кировской области реализован проект «Пять шагов благоустройства повседневности».В ходе проверки установлено, что ряд мероприятий в г. Луза и г. Белая Холуница Кировской области были осуществлен ненадлежащего качества и существенно не повлиял на качество городской среды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 года № 1239 на территории муниципального образования городского округа город Вятские Поляны создана территория опережающего социально-экономического развития Вятские Поляны.
На момент проверки в реестр резидентов ТОСЭР включены всего 3 резидента. При этом создание ТОСЭР Вятские Поляны в непосредственной близости от муниципальных образований, расположенных на территории Республики Татарстан, входящей в тройку лидеров национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, увеличивает риск, что на территории моногорода Вятские Поляны не появятся новые резиденты.
Фондом по соглашению от 18 ноября 2015 года № 06-22-07 о софинансировании расходов Кировской области по объекту «Реконструкция канализационно-очистных сооружений производительностью 6000 куб. м/сутки в г. Луза Кировской области», заключенному с правительством Кировской области, предоставлены средства, источником финансового обеспечения которых являлись субсидии из федерального бюджета.
В соответствии с указанным соглашением правительство Кировской области приняло обязательства обеспечить загрузку указанного объекта инфраструктуры за счет подключения к нему новых инвестиционных проектов однако до настоящего времени объект не используется ни населением, ни производственными предприятиями. Согласно письму главы администрации Лузского городского поселения Тетерина С.В. от 27 апреля 2018 года № 889 в настоящее время потребностей для присоединения производственных объектов не имеется.
Учитывая сложившуюся ситуацию, правительство Кировской области письмом от 22 марта 2018 года № 2310-01-02 направило в Фонд предложения об изменении условий указанного соглашения, в том числе о возврате части предоставленных средств (88494,95 тыс.рублей) тремя траншами в течение трех лет (до 31 августа 2020 года).
Таким образом, субсидия из федерального бюджета в сумме 88494,95 тыс. рублей израсходована Фондом без достижения результата, направленного на создание рабочих мест и привлечение инвестиций в моногород за счет реализации мероприятий по реконструкции объектов инфраструктуры.
Между Фондом и правительством Кировской области заключено соглашение от 17 июня 2016 года № 06-22-11 о софинансировании расходов Кировской области по реализации мероприятий по реконструкции объектов инфраструктуры, необходимых для реализации инвестиционных проектов в г. Белая Холуница.
На реконструкцию 5 объектов инфраструктуры в г. Белая Холуница профинансировано 277823,06 тыс. рублей, из них 241840,9 тыс. рублей - средства Фонда, источником финансового обеспечения которых являлась субсидия из федерального бюджета.
Все объекты инфраструктуры введены в эксплуатацию, однако загрузка ряда реконструированных объектов обеспечена менее чем на 2 процента.
Учитывая низкую востребованность со стороны хозяйствующих субъектов в созданных(реконструированных) инфраструктурных объектах на территории г. Белая Холуница, существует риск применения к правительству Кировской области со стороны Фонда финансовых санкций в виде возврата средств.
Кирово-Чепецк Кировской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.