Чтобы обеспечить эффективную заготовку, лесозаготовительная техника УЛК работает круглые сутки: и днём, и ночью. Современные харвестеры и форвардеры могут работать практически безостановочно, делая перерывы лишь на техническое обслуживание и мелкий ремонт. А как же люди? Каково это - работать в ночную смену на лесозаготовке? Чтобы найти ответ на этот вопрос, мы отправились в ночную делянку пятого комплекса Устьянского леспромхоза.
Подъезжаем к делянке. В лесу темно, сыро, и валит снег. Но место заготовки прекрасно освещено, ведь на крыше каждого харвестера и форвардера установлены мощные прожекторы, легко рассеивающие темноту. Комплекс №5 приступил к заготовке совсем недавно, вся техника, работающая здесь, абсолютно новая и показывает себя отлично.
Александр Евсевьев работает в Устьянском лесозаготовительном комплексе уже 5 лет. Совсем недавно он сел за новый харвестер, поэтому о доверенной ему машине говорит с гордостью и заботой, как, наверное, любой опытный лесозаготовитель. Ведь без надёжной и качественной техники представить себе современную заготовку леса просто невозможно.
- Александр, расскажите о ваших впечатлениях от нового харвестера?
- Абсолютно новые. В этом харвестере всё работает, как часы: никаких люфтов, сбоев и поломок. В кабине очень комфортно и удобно, всё чистое, свежее, идеальное. И надо следить, поддерживать машину в этом состоянии, чтобы она служила долго и качественно. Я отношусь к ней бережно, как к собственной.
- За время работы в УЛК Вы успели поменять много машин?
- На моём счету это третья валочная машина. Эмоции от новой только положительные. Радует все - новые клавиши, точные джойстики, удобный компьютер - да абсолютно всё, даже запах новый! Ещё могу отметить идеальные показания по калибровке на новом харвестере. Датчик, установленный в харвестерной голове, замеряет кубатуру спиленного дерева, а по итогам смены - общий объём заготовленной древесины. Иногда бывает, что показания датчика несколько отклоняются от действительности, но здесь такого нет. Буквально на третьем дереве мы вышли на отклонение в 0%. Это значит, что машина даёт абсолютно точные данные.
В свете прожекторов харвестеры продолжают вести лесозаготовку несмотря на налипающий снег и сырость. Кажется, эти машины могут выдержать любые нагрузки и любые погодные условия. При этом операторы находятся в тепле и комфорте, кто-то даже слушает любимую музыку. И всё же работать в ночную смену наверняка непросто.
- Александр, сегодня вы заступили в ночную смену. Расскажите о ее особенностях. Или это то же самое, что работать днём?
- Конечно, с одной стороны, ночью работать сложней. В темноте организм всё равно требует сна. Впрочем, это тоже дело привычки. На ночную смену операторы заступают, выспавшись, ведь у них целый день на то, чтобы отдохнуть. Ну, а так здесь комфортная кабина, светло, тепло, уютно. Спокойно рубишь, ни на что не отвлекаешься: ночью в радиоэфире тишина. А сложность в том, что нужно видеть границы делянки, чтобы не выйти за её пределы. Поэтому иногда приходится выходить из трактора, смотреть, прикидывать, куда рубить дальше.
- А как Вы боретесь со сном?
- Лучший метод борьбы со сном в ночную смену - выспаться перед ней хорошенько, - смеётся Александр. - Лично я, когда вдруг задремлется, пью крепкий чай из термоса, включаю музыку погромче и делаю в салоне прохладнее с помощью «климат-контроля».
- Наверное, днём заготавливается больший объём лесоматериалов, чем ночью?
- Не совсем так. В первую очередь, всё зависит от качества леса. На мой взгляд, работать ночью можно даже эффективнее, чем днём, потому что ничего не отвлекает от работы. Днём можно по необходимости сделать техническое обслуживание, например, заменить фильтры и масло. Ночью обычно этого не делают, потому что, если заглушишь машину, без света останешься - тут уже не до ремонта. Кроме этого, днём операторы ездят на обед, а путь до лагеря отнимает довольно много времени, особенно по таким дорогам, как сейчас. Также в дневную смену выполняются задачи по ремонту техники, ночью этого практически не делается: слишком плохая видимость. По этим причинам плановые объёмы ночной заготовки определены выше, чем днём.
- С какими трудностями приходится сталкиваться в связи с сырой осенней погодой?
- Сейчас в лесу очень много воды, поэтому есть большой риск застрять где-нибудь. Особенно это касается новичков, которые только начинают работают в нашем комплексе. Но это не такая уж проблема, потому что мы всегда выручаем друг друга. Если кто-то завяз, подъедем и выдернем. Если сломался - значит, поможем, чем сможем. Без взаимовыручки на лесозаготовке нельзя никак. Да, наш комплекс запускается в работу в самые тяжёлые погодные условия. Весной в такую погоду мы не рубим. Но я уверен, что мы справимся, новая техника нас не подведёт. Тем более что уже скоро должны ударить морозы.
- Кстати, какие холода выдерживает такая машина?
- Да, наверное, любые. Мы спокойно работали и за - 35. Самое главное в морозы - быть осторожным, аккуратным, не рвать и внимательно следить за машиной. В сильный холод нужен полный контроль за железом, потому что оно остывает, и при ударе может пойти трещина. А так в кабине тепло, комфортно, печку натопил, чаю выпил горячего - всё хорошо. Работай в любую погоду!