Магистрант физико-технического факультета опорного Алтайского государственного университета, лаборант Центра технологического предпринимательства, трансфера технологий и управления интеллектуальной собственностью АГУ Ксения Рыкова работает в отделе по выдаче патентов на изобретения ученым вуза.
По словам молодого ученого, чаще всего к ним обращаются химики, физики и дизайнеры. Ксения, как и ее коллеги по отделу, документально фиксирует сам патент, заносит его в базы данных, помогая тем самым изобретателям оформить свои права на то или иное изобретение.
«Основные критерии для любого изобретения – новизна, промышленная применимость и технический результат. Причем само изобретение – это не всегда что-то материальное, та же методология исследования чего-нибудь также может быть запатентована. Как правило, какое бы то ни было изобретение числится за организацией, в которой работает изобретатель, – правообладатель должен платить госпошлину. Патент действует на протяжении двадцати лет, после чего изобретение становится достоянием общественности», - поясняет молодой ученый.
Сама Ксения – специалист в области физики наносистем, занимается изучением материалов, в частности, тонкими металлическими пленками, их структурой, свойствами, изменениями в конкретных условиях.
«В зависимости от компоновки у пленки появляются разные свойства. Все операции я проделываю под сканирующим зондовым микроскопом, так как толщина пленок – сотни нанометров, невооруженным глазом их просто не увидишь. Сфера применения таких пленок очень широкая: от каких-то бытовых вещей до космоса. Скажем, те же платы в телефоне, которые производитель старается минимизировать, сделать все тоньше и тоньше. И это возможно, в том числе, благодаря подобным пленкам, - подчеркивает исследователь. – Оптимизация и минимизация! Уместить как можно больше транзисторов, резисторов, конденсаторов на как можно меньшей площади – задача не из легких. Вообще, физика перестала быть вещью в себе и начала взаимодействовать с другими науками – химией, биологией. Только так можно получить желаемый результат».