Омская таможня на конференции «Внешнеэкономическая деятельность малого и среднего бизнеса» проинформировала деловые круги о новых положениях в таможенном законодательстве.
Организатором конференции выступил Центр поддержки экспорта Омской области, действующий на базе регионального Агентства развития и инвестиций, совместно с областным Министерством экономики. В мероприятии принимали участие ведущие российские и зарубежные эксперты, представители государственных структур и надзорных органов.
В рамках пленарного заседания об изменениях в таможенном законодательстве омским предпринимателям рассказала главный государственный таможенный инспектор правового отдела Омской таможни Анна Жаборовская.
- Вступивший в силу с начала 2018 г. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) задал новые стандарты таможенного регулирования, а учитывая более двухсот отсылочных норм, содержащихся в его тексте, обязал национальные законодательства государств-членов ЕАЭС соответствовать новым требованиям, - отметила Анна Александровна.
В целом общий порядок перемещения товаров через таможенную границу и их таможенного декларирования изменился не радикально, а скорее эволюционно.
В нормах ТК ЕАЭС нашли свое отражение многие технологии таможенного дела, которые были апробированы таможенными органами стран-членов ЕАЭС, в частности, автоматическая регистрация таможенных деклараций и автоматический выпуск товаров, приоритет электронной формы декларирования, расширение практики электронного взаимодействия с заинтересованными лицами, сокращение сроков проведения таможенного контроля и общая направленность на упрощение таможенных формальностей.
Федеральный закон от 3 августа 2018 г № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон), также как и ТК ЕАЭС направлен на ускорение таможенных операций, совершаемых таможенными органами, либерализацию таможенных правоотношений и перенос акцента таможенного контроля товаров на этап после их выпуска.
Одной из важных особенностей указанного Закона является поэтапное вступление в силу части его положений.
Так, в 2019 году вступают в силу положения, регулирующие организацию электронного взаимодействия таможенных органов и плательщиков таможенных платежей, и начинают применяться положения, определяющие условия не предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров отдельных декларантов исходя из общей суммы уплаченных ими таможенных платежей, совокупной стоимости активов декларанта по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности и других условий, соблюдаемых одновременно.
С 1 января 2020 г. вступают в силу нормы, устанавливающие возможность получать в электронной форме услугу по консультированию в сфере актов таможенного регулирования.
С 1 января 2022 г. начинают действовать положения, которые определяют порядок подачи жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов в сфере таможенного дела в электронной форме.
Если последовательно анализировать основные новеллы Закона по сферам применения, можно отметить, что практически по всем вопросам взаимодействия с заинтересованными лицами предусматривается возможность электронного контакта, в т.ч. с применением ресурса «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
Кроме того, необходимо выделить основные новшества по разным направлениям таможенного дела.
Сокращен срок выдачи предварительных решений о классификации товаров и предварительных решений о происхождении товара.
Нововведением является предусмотренный в Законе порядок получения предварительного решения по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров.
Большой объем изменений содержит раздел Закона, касающийся таможенных пошлин и налогов.
Так, в частности, отменены таможенные сборы за таможенные операции при таможенном декларировании экспортируемых товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами (если в отношении вывозимых товаров установлена нулевая ставка вывозной таможенной пошлины, то уплата таможенных сборов производится).
Уточнен порядок представления генерального обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей в виде банковской гарантии.
Изменился порядок исчисления сумм пеней. Предусмотрен срок рассмотрения заявления о возврате авансовых платежей.
Отдельными нормами Закона, на сегодняшний момент не вступившими в силу, предусмотрено изменение порядка возврата (зачета) денежного залога и сумм излишне (уплаченных пошлин, налогов), который будет производиться исключительно в форме зачета в счет авансовых платежей. Кроме того, предусмотрено, что заявления о возврате авансовых платежей будут подаваться в электронном виде и подписываться усиленной квалифицированной подписью плательщика.
Важный момент - разъяснения по вопросам таможенного законодательства может издавать напрямую Минфин России, как уполномоченный государственный орган, а не только Федеральная таможенная служба.
- В целом, - добавила Анна Жаборовская, - нормы нового таможенного законодательства не создадут каких-либо проблем для участников ВЭД, поскольку направлены как на обеспечение эффективного таможенного контроля, так и на ускорение совершения таможенных процедур.