В последнее время от экспертов и чиновников исходят предложения по установлению более низкого тарифа на вывоз и утилизацию мусора для тех, кто самостоятельно занимается его раздельным сбором. Однако, по мнению эксперта проекта Общероссийского народного фронта «Генеральная уборка» в Кировской области, директора фонда развития городских и сельских территорий «Земля Жизни», руководителя регионального отделения экологической организации «ЭКА», автора экологического проекта «Вятка без мусора» Анастасии Скурихиной, в нынешних российских реалиях эти предложения нереализуемы.
«С 1 января 2019 г. вводится законодательный запрет на захоронение на полигонах некоторых отходов, содержащих полезные фракции. В частности, сортировке и переработке должны будут подвергаться бумага, картон, стекло, пластик, отходы полиэтилена и другие. Сама «мусорная реформа» подразумевает, что уже в ближайшем будущем в регионах появятся мусоросортировочные комплексы, а в стране в целом – мусороперерабатывающие заводы», – сказала Анастасия Скурихина.
Эксперт ОНФ подчеркнула, что к концу года региональные службы утвердят новые тарифы на вывоз и утилизацию мусора. Плата будет начисляться с каждого прописанного в квартире человека. И, казалось бы, если гражданин занимается сортировкой мусора на уровне домохозяйства, то платить за мусоросортировку он не должен.
«В реальности главный вопрос: как проконтролировать, кто сортирует мусор, а кто нет? Как проследить судьбу этого разделенного мусора? Ведь, например, в Кирове контейнеры для раздельного сбора бумаги, стекла и пластика стоят во дворах лишь «для картинки». Несколько месяцев назад активисты ОНФ получили официальное подтверждение того, что все собранное в них вторсырье оказывается на мусорных полигонах, потому что у компании-подрядчика нет ресурсов для их отдельного обслуживания. Пока нет соответствующей системы и инфраструктуры, говорить о сортировке мусора на уровне домохозяйств и введении льготного тарифа бессмысленно», – отмечает Скурихина.
Кроме того, нужно понимать, что сейчас сортировкой мусора в полноценном смысле этого слова занимаются лишь единичные энтузиасты.
«Только пластика существует семь видов. Многие ли понимают, как эти виды друг от друга отличить, что можно сдать на переработку, а что нет и в каком виде это нужно делать? Если мы говорим об установлении льготного тарифа, то подразумеваем полноценную сортировку всех фракций, иначе эти отходы все равно придется отправлять на дополнительную мусоросортировку», – добавляет Скурихина.
По ее словам, положительный опыт решения подобной проблемы в мире есть. Как правило, на каждый дом устанавливается план по сдаче вторсырья, а контролировать исполнение норматива поручается старшему по дому. Но чтобы такая система заработала в России, уже сегодня нужно работать над созданием инфраструктуры и над повышением уровня экологической грамотности и ответственности населения. Причем эти моменты также должны быть отображены в терсхемах.
«Шансов повлиять на корректировку терсхем у общественников не так много. В сентябре вышло постановление правительства РФ, которое утвердило порядок разработки, общественного обсуждения и корректировки терсхем по обращению с отходами. Четкого требования, что общественное обсуждение проектов терсхем должно проводиться в форме публичных слушаний, в документе нет. А это значит, что в большей части регионов сбор замечаний и предложений будет проводится в письменном виде. Аналогичная ситуация сложилась при реализации проекта «Формирование комфортной городской среды». Опыт экспертов ОНФ показывает, что при таких заочных общественных обсуждениях реального учета мнения граждан нет», – подчеркнула Анастасия Скурихина.