Уральское МУГАДН на территории Свердловской области в рамках своих полномочий проводит профилактическую работу по предупреждению нарушений и контролирует соблюдение законодательства, регламентирующего перевозку организованных групп детей автомобильным транспортом.
В первом полугодии 2018 года Управлением по обеспечению безопасности перевозок организованных групп детей автомобильным транспортом проведено 184 контрольных мероприятия (на 37% больше, чем в 2017 году): 38 плановых проверок, 32 – внеплановых и 114 – рейдовых (рост в 2,6 раза, 2017г. - 44). В ходе которых проверено 173 транспортных средства, это в 2 раза больше, чем в 1 полугодии 2017 года. По результатам проверок к административной ответственности привлечены 22 юридических лица, 32 – индивидуальных предпринимателя, 55 должностных лиц, 47 водителей.
Анализ проверок, проводимых в отношении перевозчиков, осуществляющих регулярные перевозки детей – школьников, показал, что больше всего проблем с возникает у школ. Директора школ, получив в пользование или на баланс школьный автобус, сталкиваются с необходимостью выполнения ряда обязательных требований, связанных с его эксплуатацией. Часто о наличии таких требований и соответствующего объема работы они узнают только в ходе инспекционных мероприятий Управления госавтодорнадзора или органов ГИБДД. При проведении проверок образовательных учреждений, осуществляющих подвоз школьников, выявляются следующие системные нарушения:
- отсутствие специалиста, ответственного за вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, имеющего надлежащую квалификацию и прошедшего аттестацию;
- невозможность проведения контроля технического состояния автобуса перед выходом в рейс из-за отсутствия необходимого оборудования и инструмента;
- непроведение планово-предупредительных работ по техническому обслуживанию транспортных средств;
- непроведение мероприятий, направленных на обеспечение надежности водительского состава, таких как инструктажи, стажировки, обязательные периодические и послерейсовые медицинские осмотры и т.д.;
- отсутствие организации охраны автобусов.
При этом, ряд проблем, связанных с безопасной перевозкой школьников, не может быть решен на их уровне. Это касается необходимости ремонта и содержания автомобильных дорог, пунктов посадки и высадки детей и оборудования этих мест в соответствие с установленными требованиями. Это вопросы, которыми в соответствии с Федеральным Законом № 131-ФЗ от 06.10.06 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» должны заниматься органы местного самоуправления.
Положительным примером организации перевозки детей, с которым столкнулось Управление в ходе деятельности, является создание специализированной организации по обеспечению доставки учащихся в образовательные учреждения школьными автобусами в муниципальном образовании Асбестовский городской округ, где доставкой школьников занимается Асбестовское муниципальное бюджетное учреждение «Центр обслуживания деятельности учреждений образования», на балансе которого 7 школьных автобусов и необходимая база для соблюдения обязательных требований законодательства.
Для контроля обеспечения безопасности перевозок детей автобусами в 2017 году Управлением проверена инфраструктура, использующаяся на школьных маршрутах. В ходе проверок установлено, что ряд перевозчиков по возможности используют для посадки-высадки детей оборудованные остановочные пункты регулярных маршрутов и иные места, обеспечивающие необходимые меры безопасности, но в основном, места посадки-высадки детей никак не оборудованы: отсутствуют посадочные площадки, приподнятые на уровнем дорожного полотна; карманы для заезда автобусов; укрытия от неблагоприятных погодных условий; разворотные площадки, исключающие необходимость движения автобуса задним ходом и т.п.
Вопросы, связанные с обеспечением безопасности перевозок детей, были доложены начальником Управления на правительственной комиссии по безопасности дорожного движения состоявшейся 20.02.2018г.
Перед началом учебного года специалистами Управления повторно проводятся проверки объектов инфраструктуры на предмет приведения соответствия требованиям. Из проверенных на сегодняшний день пунктов, на которых ранее выявлялись нарушения видно, что ситуация не меняется.
«Указанное является негативным фактором, влияющим на безопасность перевозки детей автобусами, и говорит о недостаточной работе в этом направлении администраций муниципальных образований и городских округов,» - отметил на координационном совещании при Главном федеральном инспекторе по Свердловской области Врио начальника Уральского управления госавтодорнадзора Валерий Кудряшов.
На совещании представителем МУГАДН было предложено рекомендовать заинтересованным министерствам Правительства области совместно с Главами муниципальных образований разработать положение об организации перевозки детей на территории Свердловской области, в котором предусмотреть вопросы передачи детских автобусов из школ в специализированные транспортные предприятия; Главам муниципальных образований проанализировать инфраструктуру маршрутов детских перевозок и привести ее в соответствие с требованиями безопасности, продолжить совместную работу Уральского МУГАДН и ГИБДД по контролю за автобусами, осуществляющими перевозку детей, в ходе эксплуатации.
Асбест Свердловской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.