Активисты Общероссийского народного фронта в Ханты-Мансийском округе в рамках работы тематической площадки ОНФ в Югре «Цифровая экономика» обсудили эффективность электронных средства привлечения граждан к контролю за городской средой. Сегодня в регионе действует более 25 информационных систем, относящихся к сферам социальной защиты населения, образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства.
При этом, как отметил модератор площадки, сопредседатель Регионального штаба ОНФ в Югре Константин Терновой, крайне важно наладить правильный диалог между жителями и властью региона.
«В рамках проекта «Цифровая экономика» мы проанализировали: насколько эффективны современные инструменты обратной связи между обществом и властью на примере интерактивных сайтов: «Активный гражданин», «Твой Сургут», «Твой Нижневартовск», «Улучшим наш город» (Ханты-Мансийск) и сайт Сургутского района, – рассказал Терновой. – Плюсы и минусы есть у каждого портала, но выяснились и общие тенденции. Так, везде требуется регистрация, хотя было удобнее, если бы можно было оставить комментарий анонимно: например, рядом с детской площадкой открыт канализационный люк. Вряд ли кто из чиновников проигнорировал бы такое сообщение. Кроме того, оказалось, что к разделу «Активный гражданин», который работает на окружном портале «Открытый регион» невозможен доступ с мобильного телефона».
Также общественники выяснили, сегодня работа сайтов не урегулирована законом - 59 ФЗ, согласно которому гражданин непременно должен получить экспертный ответ на свое обращение. Неопределенность юридического статуса многих сервисов позволяет чиновникам ограничиться отпиской, что приводит к некачественной отработке обращений и недоверию граждан ко всем сервисам вообще и власти в целом.
«Сейчас каждый город сам определяет правила игры. Одно из наших предложений, разработать единые с правовой точки зрения требования к таким сайтам, предусмотрев возможность оставлять обращение без регистрации; регистрацию через ЕГАИС; возможность входа через социальные сети; наличие официального мобильного приложения; адаптивный дизайн сайта для мобильного устройства; наличие подробного рубрикатора типологии проблем с ориентировкой на рубрикатор, разработанный администрацией президента; наличие возможности самостоятельно внести в рубрикатор какую-то проблему; возможность привязки документов, фотографий и геолокаций, добавление ссылок; возможность поделиться проблемой в социальных сетях и проследить промежуточное решение по обращению, указание ответственного за решение проблемы и контроль соблюдения срока предоставления ответа», - прокомментировал член регионального штаба ОНФ в Югре Александр Деменко.
Также прозвучало мнение о целесообразности создать единый сервис на базе бюджетного учреждения «Открытый регион» с удобным, понятным мобильным приложением и доступом для всех муниципалитетов. Сегодня каждая территория имеется свой сервис. На каждый приходят обращения жителей, которые не суммируются и не обобщаются. Удобно, если бы муниципальные сервисы были интегрированы с единым окружным порталом.
«Наша задача – такая интерактивная связь населения и власти, при которой каждый участник процесса увидит пользу от подобного сотрудничества: власть – оперативное информирование о выявленных нарушениях и проблемах, жители – эффективную реакцию на обращение», - подытожил Терновой.
Напомним, одна из задач «майского указа» президента – развитие цифровой экономики. Глава государства поручил правительству РФ к 2024 г. преобразовать экономику и социальную сферу на основе цифровых технологий.