Данная продукция в обиходе часто именуется конусными подшипниками. Они рассчитаны на восприятие нагрузок, действующих одновременно в двух плоскостях, радиальных и направленных вдоль оси вала (аксиальных).
Конический подшипник (https://newpodshipnik.ru//podshipnik-rolikovij-konicheskij-32312-ba) состоит из:
Основными элементами, из которых состоит подшипник роликовый конический:
- внутреннее кольцо, чаще именуемое конусом;
- «Чашка» (она же наружное кольцо);
- комплект элементов качения (в данном случае, роликов конического типа);
- сепаратора (отсутствие последнего приведёт к нарушению внутренней геометрии изделия, и подшипник перестанет работать).
На обоих кольцах обязательно выполняются дорожки качения.
Поверхности (внутренняя и наружная) конического подшипника образуют углы с его продольной осью. Причём их вершины пересекают её в общей точке. Это позволяет добиться низкого трения и правильного качения.
Способность воспринимать аксиальные нагрузки растёт одновременно с ростом значения угла контакта. одновременно с этим, пропорционально снижается величина нагрузок действующих в радиальном направлении.
Подшипник роликовый, укомплектованный роликами конусной формы, допускает эксплуатацию при меньших частотах вращения (если сравнивать его с аналогом, имеющим ролики цилиндрического типа). Этот показатель сопоставим с роликоподшипниками сферического типа.
Конструкция конического подшипника является разъёмной. Это упрощает выполнение монтажа и демонтажных работ.
Классификация.
Если рассматривать ассортимент продукции, предлагаемой специализированными заводами, (например, российские ГПЗ или японская NTN), то их конический каталог обязательно будет включать роликоподшипники конические следующих конструкций:
- Радиально-упорные (воспринимающие нагрузки в 2-ух плоскостях).
Эти марки, в свою очередь, подразделяются на одно, двух и четырёхрядные конические.
- Упорные (рассчитанные на восприятие исключительно аксиальной нагрузки).
Группа также подразделяется на ряд подгрупп: одинарные, двойные и усиленные.
Отечественная продукция выпускается согласно положениям российских ГОСТ либо иных национальных нормативов (например, для однорядных 27365-87, для двухрядных, 6364-78, для четырёхрядных, 8419-75)
Импортная, в зависимости от страны-производителя и применяемой системы мер:
- Продукция, маркированная в дюймах, изготавливается согласно положениям нормативов ISO либо АВМА (США);
- Подшипники имеющие метрическую размерность, производятся согласно требованиям ISO, JIS (Япония).
Существует ещё ряд систем, менее распространённых на территории России.
Кроме вышеперечисленных позиций, на рынке представлены роликоподшипники из группы конических, относящиеся:
- к фланцевым (двух типов, различающиеся положением фланца, имеющегося на внешнем кольце);
- специальных типов (U, SNR, HUB);
- автомобильные рулевые.
На основе двухрядных радиально-упорных моделей конических роликоподшипников выпускаются специальные подшипниковые узлы закрытого типа:
- Ступичные (для автотранспорта).
- Буксовые (для ж/д транспорта).
Число конструктивных решений достаточно велико. Отечественными предприятиями, кроме наиболее востребованных роликоподшипников типа 7000, в значительных объёмах изготавливаются изделия следующих типов:
- 77000 – 4-ёх рядные;
- 97000 – 2-ух рядные;
- 67000 – с упорным бортиком на внешнем кольце, что упрощает подготовку посадочного места (корпус можно растачивать насквозь);
- 53700 – двухрядные, укомплектованные утолщённым внешним кольцом. Используются в литейном оборудовании, конструкциях прокатных станов, иных случаях;
- 27000 – со значительными углами конуса внешнего кольца (хорошо держат высокие аксиальные нагрузки).
Как правило однорядные марки конических подшипников, для гарантированной фиксации валов в требуемом положении, монтируют попарно (спина к спине).
2-ух и 4-ёх рядные рассчитаны на восприятие двухсторонних аксиальных нагрузок.
Однорядные активно применяются в колёсах различных транспортных средств, шасси самолётов, в редукторах (червячных, цилиндрических), КПП и конструкциях металлорежущих станков.
2-ухрядные конические версии востребованы преимущественно в рольгангах различных прокатных станов, а также широко используются в узлах, эксплуатируемых при значительной нагрузке. Например, в редукторах значительной мощности или опорах барабанов.
4-ёх рядные преимущественно ставятся на прокатные станы (именно на них опираются валки).
Роликоподшипники конусные монтируются по двум схемам.
Если в опору ставится пара одинарных подшипников, это снижает допустимую величину вращения (относительно их отдельной установки) почти на 20%. Причина - существенное снижение отведения тепла и организации смазки.