Эксперты Дорожного проекта Общероссийского народного фонда подготовили памятку "Как выглядит идеальный ремонт дороги и куда жаловаться на его нарушения".
На карту "убитых" дорог общероссийского народного фонда уже добавлено более 30 тыс. участков, находящихся, по мнению граждан, в неудовлетворительном состоянии. Почти 7 тыс. участков были после этого отремонтированы. Но надолго ли дорога сохранит свое новое состояние после ямочного, капитального ремонта или реконструкции? Это зависит от того, провел подрядчик работы по нормативам или сэкономил на всем, включая грамотных и ответственных строителей. Чтобы местные жители смогли организовать на местах народный контроль качества ремонта, эксперты проекта "Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог" подготовили памятку с перечнем признаков, свидетельствующих, что ремонт проводится с нарушениями. И куда обращаться, если качество работ вызывает опасения.
Ямочный ремонт - самый популярный способ ремонта дорог в российских городах. Если речь идет о ямочном ремонте горячим асфальтобетоном, то чаще всего строители пренебрегают обрубкой кромок, очисткой и просушкой выбоин. Затем нужно провести подгрунтовку - разлить по очищенной поверхности жидкий битум. Этот этап подрядчик тоже любит пропустить. Ну, и классика жанра - укладка асфальта на грязь, во время дождя или при низких температурах.
При невыполнении требований к работам по ямочному ремонту заплатки быстро разрушатся.
Капитальный ремонт включает полный цикл работ по восстановлению прочности и размера дороги, замену изношенных, непрочных конструктивных слоев дорожного покрытия и искусственных сооружений. Его проводят по согласованному проекту, где прописаны все виды работ, материалы, объемы и т. д. Но последовательность мероприятий всегда одинаковая. Сначала подготавливают так называемое "корыто", куда будут укладывать основание будущей дороги. На дно "корыта" кладут песок или щебеночно-песчаную смесь. Затем насыпают слой щебня, укладывают нижний и верхний слои асфальта.
Для усиления конструкции между слоями строители могут укладывать дополнительные слои - все это должно быть прописано в контракте. Толщина слоев также указывается в сметной документации, но она не должна быть ниже нормативной. Материалы, которые используют при строительстве и ремонте дорог, могут быть разного размера и качества. Это можно узнать в смете к работам. Ее легко скачать в разделе "Документы" на странице аукциона на сайте госзакупок.
Реконструкция дороги - это изменение ее технических параметров: расширение проезжей части, обустройство тротуаров и велодорожек, сглаживание радиусов поворота или изменение продольного профиля.
В случае, если увидели, что ямочный ремонт дороги проходит с нарушением технологии, нужно это сфотографировать или сделать видеозапись. Постарайтесь захватить при съемке окрестности. Чтоб было понятно, где именно проходил ремонт.
После этого направьте обращение в прокуратуру муниципалитета или региона.
Попросите проверить исполнение норм Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности", общий журнал производства работ на объекте, наличие отметок заказчика о каких-либо выявленных нарушениях и несоответствиях проектно-сметной документации. Прикрепите к обращению фотографии или видеоматериалы с нарушением.
Если вызывает опасение качество работ по капитальному ремонту или реконструкции, вы также можете направить обращение в прокуратуру региона с просьбой проверить качество проводимых работ и их соответствие проектно-сметной документации.
Мы предлагаем гражданам взять контроль за качеством ремонта местных дорог в свои руки, а не ждать, когда плохо сделанная дорога вновь превратится в череду ям.