15 мая 2018 года в России прекратили действия федеральные программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Что теперь ждет авторынок? Как сохранить спрос? На какие условия обычный потребитель может рассчитывать сегодня?
Об этом рассуждали эксперты на круглом столе «Авторынок -2018. Автокредитование и лизинг. Страхование авто», проведенном совместно порталом «TT Finance» и изданием «МК в Питере». Провели его как раз в день прекращения программ.
Рост замедлится.
По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых машин в 2017 году в России выросли на 11,9%. Таким образом, удалось преодолеть тенденцию сокращения продаж, начавшуюся в 2012 году. Начало текущего года тоже давало основание надеется на продолжение позитива.
Пресс-секретарь Банка «Открытие» Иван Макаров заметил, что в последнее время на рынке автокредитования произошел серьезный рост сделок. Особенно это было ощутимо в апреле: потребители знали, что действие госпрограмм заканчивается, новости об их прологнации так и не последовало.
«Этот всплеск - понятная реакция, на окончание госпрограмм. Выдача автокредитов относительно соответствующего периода прошлого года выросла этой весной буквально в несколько раз. Но некоторые банкиры отреагировали на эти цифры странно – включили в планы, что этот процесс продолжится и летом, и вообще до конца нынешнего года», - сказал он.
Если у крупных игроков 35-40% автокредитов шли по госпрограммам, то слишком мажорно настроенных банкиров ждет разочарование. Психологически потребителям будет сложно отвыкнуть от выгодных условий.
Напомним, что в июле 2017 года правительство России предложило десятипроцентную скидку тем, кто приобретал машину впервые, а также семьям с двумя и более несовершеннолетними детьми. По сообщению РИА «Новости», с января по апрель нынешнего года по «Первому автомобилю» и «Семейному автомобилю» дилеры реализовали 85 940 машин (при плане 80 600 машин).
Увеличение выдач автокредитов в апреле отметили и в Балтинвестбанке. По словам территориального управляющего по работе с партнерами Балтинвестбанка Дениса Смирнова, доля автокредитов, выданных Балтинвестбанком по госпрограмме в апреле составила 30% от общего объема выдач за месяц. «Этот скачок был обусловлен не только ожиданием завершения госпрограммы. На увеличение спроса повлиял и рост курса евро, и как следствие предстоящее повышение цен на автомобили», - комментирует эксперт.
Директор по продажам, развитию и маркетингу ГК «Истком» (это компания-автодиллер) Нонна Шалина назвала несколько актуальных тенденций. Первая – сейчас многие бренды поднимают цены. В 2014 году, как все знают, рубль резко подешевел к основным мировым валютам. А цены на автомобили (даже в отечественных машинах множество импортных деталей) отстали. Если бы потребительские цены прыгнули одномоментно, то спрос бы резко сжался, что больно ударило бы по производителям. Но политика ценового сдерживания не могла продолжаться вечно. Еще одним фактором подорожания, помимо прекращения госпрограмм, стал рост утилизационного сбора. Вот уже три причины для роста цен. Ну, а четвертой, по мнению бизнес-леди, является отставание роста доходов россиян от инфляции.
В итоге, наметились тенденции: первая увеличение срока службы машины. Вторая – люди все чаше меняют подержанный автомобиль на другой бывший в употреблении, но поновее и классом повыше. Народ научился считать, экономить деньги. Например, ловить акции производителей, такие как кредитование под 0,1% годовых на 36 месяцев.
«У нас в группе продажи выросли в прошлом году на 35%, это вдове больше, чем по городу», - сказала она. Но при этом особого оптимизма, что такая динамика сохранится и в дальнейшем госпожа Шалина не высказала.
Цена дешевого кредита.
Реальная стоимость автокредита не так низка, как ключевая ставка Банка России и снижается не так охотно.
По словам Дениса Смирнова на последнем заседании Центробанк подтвердил прогнозы о сохранении курса на смягчение денежно-кредитной политики в 2018 году, не смотря на сохранение ключевой ставки на прежнем уровне. Поэтому ожидается, что в 2018 году ставки по кредитам продолжат снижаться, но более медленными темпами. Сейчас минимальный процент по автокредитам на покупку новых авто в Балтинвестбанке составляет от 12,75% при оформлении полиса каско. Без страховых продуктов ставка по кредиту будет - 16-17%. На покупку подержанного автомобиля ставки варьируются от 14,45% до 19%.
«За 2017 год Балтинвестбанк в 10 раз увеличил объем выданных автокредитов - с 470 млн рублей за 2016 г. до 4,7 млрд рублей по итогам 2017 г., — сообщил Денис Смирнов. — Существенно нарастить объемы автокредитования банку удалось благодаря запуску новой автоматизированной системы рассмотрения заявок по автокредитам, которая позволяет принять решение о выдаче кредита за 15-20 минут и провести всю сделку всего за 40 минут. Такую скорость работы высоко оценили наши партнеры-автодилеры, для которых важно привлечь и удержать клиента максимально быстрым и комфортным сервисом. В этом году банк уже выдал более 5700 автокредитов на общую сумму более 4 млрд рублей».
В Банке Уралсиб минимальная ставка по программе «Автопартнер» с ГЭП-страхованием составляет 9,9% годовых (на новые автомобили).
Как рассказал заместитель управляющего филиалом по розничному бизнесу Банка Уралсиб в Санкт-Петербурге Николай Сидорук, объем выдачи в первом квартале 2018 года вырос в 4,3 раза по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. В первом квартале 2018 года объем выдач составил более 1,7 млрд руб. Можно заметить парадокс — средний чек по кредиту в 2017 году был выше, чем в первом квартале этого года — 724,4 тыс. руб. и 667,9 тыс. руб. соответственно. Но это объясняется активным участием Уралсиба в госпрограммах, которые уменьшают за счет скидки цену покупки.
Помимо общих условий есть и программы по снижению процентных ставок и первых взносов от производителей и дилеров. Практически все банки предлагают автокредиты по минимальному пакету документов. Но если есть возможность подтвердить доходы и хорошая кредитная история, то это может помочь получить средства по более выгодной ставке.
Иван Макаров обратил внимание, что статистика слегка лукавит. Дело в том, что 25-30% потребительских кредитов берутся на покупку авто, это показывает аналитика. В этом есть парадокс. Ведь в теории потребительский кредит должен быть выгоднее.
Но дело в том, что потребители воспринимают платежи, сопутствующие покупке машины (прежде всего страховые — машины и жизни ее владельца) не как плату за другие услуги, а как некое обременение кредита. С такой логикой эксперт не согласился: ведь если машину украдут или она будет разбита, если что-то случится с хозяином, то страховка «сыграет», а проценты по потребительскому кредиту — уходят навсегда.
Лизинг не для всех.
Руководитель группы лизинга легкового автотранспорта ГК «Интерлизинг» Елизавета Дворникова рассказала о том, почему сегмент лизинга («аренды с выкупом», когда часть платежей является арендными, а часть идет на выкуп предмета лизинга и в конце срока договора этот предмет переходит в собственность получателя лизинга) остался относительно узким.
Объем лизингового бизнеса в 2017 году вырос на 48% и достиг 1,1. Трлн рублей, превысив исторический максимум, это по всем оборудованиям, включая специальную коммунальную и железнодорожную технику.
«На 30 апреля Северо-Западный дивизион ГК Интерлизинг преодолел рубеж в 1 млрд рублей по объему продаж. В 2017 эта планка была достигнута в конце июня. При том, что план на 2018 год уже вырос, так по автолизингу за который я отвечаю, он вырос в половину от прошлого года», - привела она конкретный пример.
Закон дает возможность пользоваться лизингом и обычным гражданам.
«Два года назад наши конкуренты попытались продвинуть лизинг для физлиц как некий уникальный продукт. Но, как я знаю, сейчас это свернуто – эффект новизны ушел, а граждане подсчитали, что им этот продукт невыгоден», - заявила она.
Почему же невыгоден? Во-первых, НДС на услуги лизинговых компаний добавляется к цене авто. Во-вторых, расходы по лизинговым платежам уменьшают базу налога на прибыль. Фирмам это интересно. Но имущества, которое приобретается гражданами для личного потребления (тех же машин) налог на прибыль не касается.
«Каждый случай индивидуален. Например, скидки по госпрограммам были порой, привлекательней, чем лизинговые схемы», - считает эксперт.
Так же может быть задействована схема покупки в лизинг дорогого автомобиля для фактически личного потребления, но на компанию, которая принадлежит пользователю, как производственного имущества.
Автострахование: экономное и электронное.
Руководитель Северо-Западного дивизиона группы «Ренессанс страхование» Ольга Захарченко обратила внимание, что переход на электронные полисы ОСАГО (сейчас их доля в Северо-Западном дивизионе группы 65%) удобен и компаниям, и клиентам. Кроме того, электронные полисы более защищены от мошенников, чем обычные. К сожалению, сегодня выявляются факты поддельных бланков.
Новые технологии, основанные на цифровизации бизнеса, быстро меняют и программы страхования каско. Если у страховой компании есть новые методы оценки риска, используются анализ больших данных, нейросети - все это позволяет дать точную оценку риска, правильный тариф. В итоге для аккуратного водителя каско стоит в разы дешевле. Как, например, новичку доказать, что он безопасно водит, и получить адекватную цену на каско? Решением станет телематика, а стоимость полиса может быть уменьшена вдвое.
«Сейчас все компании ждут либерализации тарифа по ОСАГО. Петербург — привлекательный для страховых компаний город, - говорит она.
По словам директора по работе с автодилерами и лизинговыми компаниями Северо-Западного дивизиона группы «Ренессанс страхование» Марии Гарбузенко, клиенты сейчас очень разборчивы.
«Если полное каско дорого, то берут очень усеченную модель, с большой франшизой. Все движется к индивидуализации. И тарифы подбираются точно – оценивается не просто стаж/возраст, а множество факторов. То, как человек себя проявляет в жизни. Например, есть ли у водителя дети, имеет огромное значение для оценки того, как человек будет водить. А мы заинтересованы в том, чтобы дать лучшим водителям лучшую цену на каско», - заметила она.
Полная цифровизация мира — на руку и клиентам, и страховым компаниям.
Алексей Миронов.