Эксперты Общероссийского народного фронта в Ханты-Мансийском округе в ходе мониторинга береговых линий в Ханты-Мансийском районе выявили множество несанкционированных свалок: брошенные речные суда, бетонные конструкции и даже использованное нефтяное оборудование.
«Мы запланировали мониторинг после того, как Управление капитального строительства муниципалитета отказалось предоставить экспертам ОНФ в Югре достоверные материалы по итогам реализации муниципального контракта по очистке берегов от брошенных речных судов. Нам были переданы фотографии, на которых невозможно идентифицировать, где находится объект, какие работы производятся. Исходя из этого, мы пришли к выводу, что один из главных элементов отчетности подрядчика: фотоотчет, который фиксирует этапы до проведения работ, во время их и после завершения, – не соответствует условиям техзадания, - прокомментировал региональный координатор проекта ОНФ «Генеральная уборка» Евгений Печерица. – При этом, именно на основании данных материалов производилась оплата по контракту, а это около 10 млн рублей».
Общественники проинспектировали территории, которые были обозначены в муниципальном контракте, и зафиксировали скопления отходов, которые должны были вывезти в рамках муниципального контракта в 2017 году.
Речь идет о скоплении металлических тросов и бетонных конструкций в районе поселка Кирпичный, куче металлических останков корпусов и механизмов плавсредств в районе поселка Белогорье, замытой барже и корпусе катера около Луговского. В районе протоки реки Березовая общественники обнаружили упавшую буровую установку и другие металлические конструкции.
Все объекты находятся на территории затопляемой береговой полосы Оби, а также протоки Усть-Ендырской, которая впадает в реку федерального значения. В прошлом году на этих территориях проводились работы по очистке береговой линии, но вот какого качества – предстоит еще установить. Так, местные жители Луговского утверждают, что уборочные мероприятия проводились, но убрали не все. По их словам, исполнители контракта торопились, поскольку был конец навигации.
По словам главы Ханты-Мансийского района Кирилла Минулина, очистка была сделана качественно, все работы велись под жестким контролем со стороны местных властей и контрольно-надзорных органов. Что касается точек, выявленных ОНФ, то, по словам чиновника, это, скорее всего, новые объекты, появившиеся после паводка. Минулин пообещал провести осмотр выявленных свалок.
К слову, Ханты-Мансийский район – не единственный муниципалитет, где на протяжении десятилетий остро стоит проблема ликвидации брошенных объектов судоходства. В Кондинском районе общественники выявили более десятка брошенных барж на берегах водных артерий муниципалитета.
«Часть судов распилена местными жителями, – рассказал эксперт ОНФ в Югре Андрей Чукомин. - Все, что можно было сдать в металлолом, уже реализовано, что не представляет ценности, осталось ржаветь на берегу».
По мнению специалистов, это серьезные экологические риски, поскольку суда с остатками моторного масла и горючего распиливают непосредственно в районах частично подтопляемой береговой линии.
Как отметил Печерица, эксперты ОНФ в Югре продолжат обследование водоохранных зон с тем, чтобы предотвратить загрязнение водных объектов Югры и понудить ответственных должностных лиц к качественной реализации мероприятий по очистке от мусора берегов и прибрежных акваторий. Итоги мониторинга общественники направили в службу Росприроднадзора.