Генеральный директор Арзамасского приборостроительного завода, председатель комитета по экономике и промышленности Законодательного собрания Нижегородской области Олег Лавричев принял участие в заседании Экспертного совета в сфере ГОЗ Федеральной антимонопольной службы России.
17 апреля в зале коллегии ФАС России собрались эксперты, чтобы утвердить состав, обсудить план работы совета на 2018 год и обозначить актуальные проблемы. В числе 35 экспертов – представители законодательных и исполнительных органов власти, министерств и ведомств, промышленных предприятий, научных и общественных организаций, ведущих вузов, аналитических компаний, специалисты в сфере ГОЗ.
– Вы знаете, что на заседании 5 апреля президент России остановился на одной из масштабных задач, стоящих перед страной, – развитии конкуренции как базового условия для экономического и технологического развития общества. Анализ конкурентной среды и выработка предложений по развитию конкуренции в сфере ГОЗ являются важнейшими направлениями деятельности нашего совета, – отметил председатель Экспертного совета в сфере ГОЗ ФАС РФ Сергей Маев.
Экспертный совет в сфере ГОЗ действует уже более трех лет. И среди успешных проектов, реализованных по его инициативе, – внедрение прогрессивных государственных контрактов, мотивационной модели ценообразования, системы внутреннего контроля соблюдения законодательства в сфере ГОЗ, антимонопольного законодательства и законодательства о закупках.
На первом заседании этого года эксперты обсудили возможность внедрения в оборонной сфере модели стимулирующих контрактов, поскольку сейчас в госконтрактах есть только санкционные меры. Как считает руководитель рабочей группы по совершенствованию законодательства в сфере ГОЗ Татьяна Каменская, внедрение поощрительной системы позволит в целом повысить заинтересованность в исполнении ГОЗ. Рабочая группа предлагает разработать и внедрить меры стимулирования исполнителей госзаказа при достижении определенных факторов, например, таких как досрочная поставка, снижение издержек и достижение технических решений. Стимулирующие госконтракты есть в западной практике ОПК, в России они применяются пока только в энергетической сфере.
– Все, конечно, понимают, что ситуация постоянного давления на предприятия не способствует решению стоящих перед всеми задач. Тем более что все сейчас ищут стимулы для развития экономики, – прокомментировал заместитель руководителя ФАС РФ, сопредседатель Экспертного совета Даниил Фесюк. - Примеры таких инвестиционных соглашений со стороны государства есть в истории России, причем еще прошлых веков. Только сейчас их нужно адаптировать к современным реалиям. Мы ждем положительного эффекта в ближайшее время. Думаю, что в наших силах проделать эту работу в течение текущего года.
– Сама идея очень интересная, но я не думаю, что в рамках существующих механизмов по формированию и финансированию ГОЗ она жизнеспособна, – прокомментировал генеральный директор АО «АПЗ» Олег Лавричев. – Есть источники, в которых эта бонусная составляющая может присутствовать, и есть твердая фиксированная цена, в рамках которой трудно двигаться туда-сюда. Здесь много аспектов, которые надо дополнительно изучать.
Также на заседании был затронут вопрос о взаимодействии промышленности с институтом военных представительств Минобороны (ВП). По этой теме накопилось довольно много проблем. Наиболее остро сейчас стоит вопрос распределения ответственности за исполнение ГОЗ.
– При возникновении сложных ситуаций, например при недопоставках комплектующих, предприятия вынуждены организовывать сверхурочную работу. Но не всегда они находят должный отклик в организации такой сверхурочной работы со стороны ВП, – отметил генеральный директор АПЗ Олег Лавричев. – Также считаю, что ответственность за выполнение государственного оборонного заказа должна быть распределена, в том числе и на работающие на предприятиях ВП, так как мы все участники одного процесса – исполнения государственного оборонного заказа. Считаю необходимым распределить эту ответственность в равной мере на всех участников процесса и решить этот вопрос введением законодательных норм.
Вопрос о роли и месте института военных представительств при исполнении ГОЗ будет детально рассмотрен уже на следующем заседании Экспертного совета.
Людмила Фокеева.
Фото Александра Барыкина.
Каменск Республики Бурятия является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.