В региональном отделении Общероссийского народного фронта в Челябинской области прошел круглый стол по вопросам закрытия городской свалки Челябинска с 1 июля 2018 г., формирования территориальной схемы по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом границ «зеленого щита».
В дискуссии приняли участие гражданские активисты, экологи, представители исполнительной власти и надзорных органов. Участники мероприятия высказали сомнения в готовности чиновников к решению проблем вывоза мусора после закрытия городской свалки и обратили внимание министерства на узкие места в проекте переноса свалки и в территориальной схеме.
Позиция регионального министерства экологии закрыть городскую свалку любой ценой, озвученная и.о. министра Яной Куприковой, не нашла поддержки у участников мероприятия.
«Очевидно, что министерством экологии проведена большая работа по этой теме. Но, к сожалению, мы наблюдаем отсутствие решений по минимизации рисков от закрытия свалки в том случае, если полигоны не смогут принять весь мусор Челябинска. При отсутствии альтернативных способов утилизации мусора понадобится срочно решать проблему его вывоза. За срочность платить будет бюджет, то есть жители города», – отметил сопредседатель регионального штаба ОНФ Артем Артемьев.
«Мы согласны, что свалку закрывать необходимо. Но решать вопрос, который откладывался несколько лет, теперь в спешке, лишь бы выполнить задачу – не выход из ситуации», – сказал эксперт регионального отделения ОНФ Яков Гуревич.
Отраженный в территориальной схеме резервный полигон в поселке Полетаево, на котором акцентирует внимание региональное Минэкологии, рассчитан на объемы в 20 раз меньшие, чем те, что планируется туда привезти. Проекты министерства по данному полигону сейчас находятся на стадии экологических экспертиз.
Сам полигон выставлен на продажу, поскольку является частным бизнесом и принадлежит индивидуальному предпринимателю. Отсюда возникают и вопросы об ответственности за рекультивацию. К тому же расположен полигон в зоне питьевого водозабора областного центра. Документация по предполагаемому полигону в Чишме и вовсе будет готова только к 2020 г. Варианты строительства мусороперерабатывающих заводов в промзонах, коими богат Челябинск, вообще не рассматриваются чиновниками как альтернатива новым полигонам.
Экспертами были обозначены также проблемы пропускной способности федеральных трасс при направлении по ним потока мусорных грузовиков из Челябинска и отсутствие в терсхеме территории лесопаркового зеленого пояса.
«Размещение новых полигонов влечет снятие плодородных слоев почвы, следовательно, эти территории разорвут лесопарковый зеленый пояс вокруг Челябинска. Значит, необходимо предусмотреть расположение планируемых полигонов вне границ будущего «зеленого щита» и вне границ действующей зеленой зоны», – отметил член регионального штаба ОНФ Виталий Вороной.
Куприкова пояснила, что предложение челябинского отделения ОНФ о создании «зеленого щита» находится на обсуждении в региональной общественной палате. Сбор информации по площадям «зеленого щита» выполняет Главное управление лесами Челябинской области, уточнила и.о. министра. Она добавила, что территориальная схема формировалась до начала проектирования «зеленого щита», поэтому его границы не были учтены. Причины отсутствия в территориальной схеме действующей лесопарковой зеленой зоны руководитель министерства не назвала.
Озвученные участниками дискуссии риски министерство экологии пообещало учесть при доработке территориальной схемы. Эксперты челябинского отделения ОНФ продолжат мониторинг ситуации.