В 2016 году, после выступления Виктории Бессоновой на конференции адвокатов Забайкальского края с предложениями о взаимном сотрудничестве, к уполномоченному обратился за помощью адвокат предпринимателя, обвиняемого по уголовному делу.
Изучив материалы дела, бизнес-защитник пришла к выводу, что в действиях предпринимателя нет состава уголовного преступления. «Прежде чем возбуждать уголовное дело, должна проводиться серьезная работа по установлению обстоятельств дела, по результатам которой можно будет сделать законный и обоснованный вывод, что речь идет именно о преступлении, а не административном правонарушении. Этого сделано не было. В действиях предпринимателя не содержится состав преступления, а также отсутствует общественная опасность, характерная для него», – посчитала бизнес-омбудсмен и обратилась в прокуратуру Забайкальского края с изложением своей позиции и просьбой принять меры.
В результате предприниматель был оправдан Центральным районным судом и апелляционным постановлением Забайкальского краевого суда в связи с отсутствием состава преступления. И по словам адвоката предпринимателя, он глубоко убежден, что оправдательный приговор состоялся, в том числе, благодаря принципиальной позиции Уполномоченного по этому уголовному делу. В своем письме в адрес Виктории Бессоновой он пишет: «Институт омбудсмена по защите прав предпринимателей в Забайкалье, успешно решает стоящие перед ним задачи, а также, если можно так выразиться, исправляет ошибки и просчеты органов прокуратуры и МВД».
«Полномочия бизнес-омбудсмена очень ограничены в уголовном процессе, но имеющиеся были в полной мере использованы для возможной помощи и поддержки предпринимателя. На федеральном уровне рассматриваются предложения о более широкой компетенции уполномоченных в защите по уголовным делам, и они востребованы, как показывает практика. На этом примере мы видим, что, к сожалению, потребовалось несколько лет для того, чтобы предприниматель был оправдан. Подобная практика не только приводит к отрицательным последствиям для деятельности хозяйствующих субъектов, но и самым негативным образом сказывается на уровне доверия к правоохранительной системе», – считает Виктория Бессонова.