27.03.2018 06:40
Новости.
Просмотров всего: 31498; сегодня: 1.

Эксперты «Сколково» научили сотрудников АлтГУ управлять виртуальным университетом

Опорный Алтайский государственный университет совместно с Московской школой управления «Сколково» продолжает реализацию программы повышения квалификации «Управление изменениями в опорном университете».

23-24 марта эксперты МШУ «Сколково» провели для сотрудников АлтГУ симуляционную сессию по управлению виртуальным университетом «World University Ranking». Для работы были отобраны 112 представителей учебных и административных подразделений университета, которые были разбиты на 24 команды. Аудитория 304 Л на два дня превратилась в коворкинг-офис, заполненный мониторами, проекторами и другой IT-техникой. Каждая команда должна была привести свой виртуальный вуз за условные 6 периодов, соответствующим 6 астрономическим годам, к заветной цели – топ-100 мирового рейтинга «Тimes Higher Education Ranking (THE)».

Компьютерный симулятор был разработан в 2014 г. МШУ «Сколково» и специально ориентирован на университеты проекта «5-100». Зарубежных аналогов нет. Все проектные команды университетов «5-100» прошли через этот симулятор. Он стал пользоваться большим спросом, некоторые вузы приглашали сколковцев по 3-4 раза. Симулятор используется в рамках программы «Школа ректоров», которая реализуется на базе «Сколково». Эксперты Московской школы управления уверены: симулятор будет полезным и для опорных университетов, и для федеральных и национальных исследовательских, не вошедших в проект «5-100». Всего в России проведено уже более 40 подобных симуляционных сессий.

Разработчики подчеркивают: нельзя относиться к симулятору, как к прогнозной модели или как к инструкции, которые обеспечат лидерство вузу. Симулятор создает ситуацию конкуренции, когда вузы-лидеры делят ресурсы между собой. Поэтому единой стратегии, прямого алгоритма победы здесь нет. Можно выбрать разные траектории развития вуза, которые в итоге в ходе конкурентной борьбы могут привести к победе в рейтинге. Для экспертов гораздо важнее то, как участники формулируют целевую модель, как соотносят цели с принятием решения. Важно, чтобы после игры они усвоили для себя формы стратегического мышления, а не конкретный материал, заложенный в симулятор.

23 марта, открывая первый день работы сессии, ректор опорного Алтайского государственного университета Сергей Валентинович Землюков обратился к участникам с такими словами:

«В нашем университете с прошлого года почти один раз в два месяца проводятся стратегически сессии. Так мы активно готовимся к встрече с экспертами Московской школы управления «Сколково», которое состоится в июне. Это очень важное мероприятие: ведь к нам приехал почти весь состав школы управления, который будет работать с коллективом АлтГУ и сточки зрения определения лидеров, и сточки зрения определения компетенций, и, в конечно счете, с точки зрения определения той стратегии, которую мы с вами должны поставить в основу развития вуза. В ходе симуляционной сессии ваши команды будут конкурировать друг с другом. Сегодня по-другому нельзя. На образовательном рынке выживает тот, кто видит эту конкуренцию, и в сложном режиме работает с такими компетенциями, такими кейсами, которые являются лучшими. Прошу вас отнестись к игре очень серьезно! Это игра по формальным признакам, но по содержательным – это очень хорошая тренировка в нашей с вами нелегкой работе, в которой нельзя расслабляться!».

В течение первого дня участники с помощью разработчиков освоили работу с симулятором и приступили к выполнению заданий. Три периода, после каждого аналитический разбор положения виртуального университета, закрепленного за каждой командой, в виртуальном же рейтинге, полностью соответствующем по показателям престижному мировому рейтингу вузов «Тimes Higher Education Ranking (THE)». Так называемая «паутинка» (диаграмма) текущих показателей после каждого периода наглядно демонстрировала их рост или падение. Члены команд должны были путем опыта, проб и ошибок, скрупулезного анализа понять связь различных показателей развития вуза, например, «доля НПР», «научная репутация», «доход от бизнеса», «доля иностранных студентов» и т.п., и построить стратегию, которая приведет университет в топ-100 рейтинга. При этом единый «мозг» стимулятора не просто соотносил результаты всех команд, но и учитывал конкуренцию между ними, полностью имитируя ситуацию на мировом образовательном рынке. После анализа достижений команды выступали с докладами, где делились впечатлениями от игры, говорили об удачных и неудачных решениях.

В итоге после шести периодов во второй день работы в заветную сотню пробиться не удалось ни одной команде, но вплотную приблизились к цели сразу несколько, заняв места в пределах 102-109. А вот в топ-200 смогла пробиться половина команд, что, как признали эксперты, тоже является очень хорошим результатом.

Первый проректор по учебной работе АлтГУ, выпускник «Школы ректоров-13» МШУ «Сколково» Евгений Евгеньевич Шваков так прокомментировал итоги работы симулятора:

«Следует отметить, что предложенный партнерами из «Сколково» симулятор – деловая игра, является показательной в том отношении, как надо организовать деятельность современного вуза, по каким направлениям необходимо обеспечить его развитие, с тем, чтобы он вышел в лидеры современной образовательной системы Российской Федерации и мировой системы образования. Игра, в которой наши коллеги участвовали два дня, для многих из них стала показательной в том смысле, что направление, которое взято Алтайским государственным университетом за основу, соответствует приоритетам развития ведущих вузов России. Это, безусловно, научно-исследовательская деятельность и организация научных лабораторий, международная деятельность, развитие образовательной деятельности, соответствующей по содержанию, по задачам и подходам лидерам. Думаю, что по результатам этой игры многие коллеги переосмыслят свое место в вузе, содержание своей работы и сделают упор на приоритетах развития нашего университета».

Руководитель центра образовательных разработок МШУ «Сколково» Ольга Леонидовна Назайкинская, возглавившая группу разработчиков и координаторов симулятора, посетившую АлтГУ поделилась первыми впечатлениями от итогов игры:

«Главная задача, которую помогает решить симулятор – это подготовка участников к дальнейшей стратегической сессии, которую мы планируем проводить в АлтГУ. А именно: научить разговаривать на одном языке, погрузить коллег, которые, может быть, пока не все в курсе, в мировую образовательную повестку управления университетами. Познакомить с понятием международной конкурентоспособности, с моделью исследовательского университета, с основным управленческим инструментарием, который стоит за всем этим. Вторая задача – понаблюдать за людьми в рамках подобных активностей, чтобы дать им возможность самоопределиться по отношению к дальнейшей работе. Ведь подобные форматы не всем подходят по разным причинам. Кто-то не может включаться в стратегические сессии из-за занятости, кто-то расположен к более практической работе и т.д. Мы со своей стороны делаем фиксацию людей, склонных к стратегической работе».

Ольга Леонидовна высоко оценила потенциал коллектива АлтГУ по итогам проведения симуляционой сессии:

«Коллеги из АлтГУ продемонстрировали высокую активность и вовлеченность в работу. Они приняли новый формат работы, что не всегда так легко происходит в академической среде. То есть люди открыты к новому, они готовы участвовать в деятельности по развитию вуза. Коллектив очень дружелюбный, люди хорошо относятся друг к другу, и даже конкуренция была партнерской, позитивной. Практически в каждой группе отсутствовал напускной формализм: дали задание, мы его отработали и все. Нет! Люди пытались разобраться в содержании, проанализировать симулятор, сделать какие-то выводы, то есть честно погружались в материал. Это очень качественная работа! Были некоторые сложности, но это нормально для людей, которые постоянно не погружены в управленческую деятельность».

По итогам оценки работы команд и их участников эксперты «Сколково» отберут тех, кто продолжит обучение в рамках следующей стратегической сессии под руководством специалистов московской школы управления. Она состоится в июне 2018 г.


Ньюсмейкер: Алтайский государственный университет — 3389 публикаций
Поделиться:

Интересно:

История ювелирного дела в России
21.11.2024 17:36 Аналитика
История ювелирного дела в России
С древних времен людей привлекают изделия из драгоценных металлов. Современные ювелиры в основном специализируются на изготовлении украшений, но исторически эти мастера также производили столовое серебро, декоративную и полезную утварь, а также церемониальные и религиозные предметы...
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
21.11.2024 09:04 Новости
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
241 год назад состоялся первый в истории полет человека на воздушном шаре, который изобрели братья Монгольфье. 21 ноября 1783 года из замка в окрестностях Парижа в полет на чудо-аппарате диаметром 15,5 метра и высотой 24 метра, отправились французы - физик Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз...
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
20.11.2024 13:56 Аналитика
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
В России осуществляют деятельность 4,22 млн индивидуальных предпринимателей, из которых 1,75 млн – женщины. Доля женского предпринимательства среди ИП последние годы относительно стабильна и составляет 41,5%, говорится в исследовании Корпорации МСП, приуроченном ко дню женского...
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
20.11.2024 11:37 Мероприятия
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
В столице объявили участников Московской молодежной антарктической экспедиции. По итогам отбора количество мест было увеличено с 11 до 13. Теперь школьники и студенты колледжей смогут отправиться в уникальное путешествие на самый недоступный континент нашей...
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
20.11.2024 10:05 Аналитика
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29 декабря 1768 г. (9 января 1769 г.) Императрица Екатерина II издала Манифест об основании двух ассигнационных банков и выпуске ассигнаций. На учреждённые в Санкт-Петербурге и Москве банки был возложен обмен медных денег на государственные ассигнации четырёх достоинств:...