В ОАО «Саратовнефтегаз» (дочернее общество Компании «РуссНефть», входящей в ПФГ «Сафмар» Михаила Гуцериева) вспоминают знаковое историческое событие, давшее в середине прошлого века мощный импульс дальнейшему развитию старейшего, крупнейшего и авторитетнейшего предприятия нефтегазодобывающей отрасли Поволжья. Ровно 70 лет назад – в феврале 1948 года – в черте города Саратова на Соколовой горе были пробурены первые метры знаменитой скважины №10.
В ходе работ бригада мастера Василия Ширяева впервые использовала турбобур, благодаря чему проводка скважины была закончена на 60 дней раньше запланированного срока. Глубина скважины достигла 1927 метров, а коммерческая скорость бурения в среднем составила 220 м/месяц – показатель на то время беспрецедентный. Бурение скважины на Соколовогорском месторождении находилось под жёстким контролем Министерства нефтяной промышленности СССР: сведения о выполнении важного задания партии и правительства поступали в Москву каждые два часа. В итоге труд саратовских нефтяников увенчался блестящим результатом – за первые сутки скважина дала более 250 тонн нефти. Она оказалась исключительно высокого качества, и долгие годы шла на экспорт.
Вскоре были открыты ещё шесть залежей в девонских отложениях Соколовой горы. Целая группа геологов и рабочих стала лауреатами Государственной премии. Кроме того, к выдающимся успехам «соколовогорцев» в том же 1948 году добавилась ещё одна победа: нефтяная залежь была вскрыта в бобриковских отложениях Песчано-Умётской площади. Таким образом, основу и костяк вновь созданного в 1949 году приказом №157 министра нефтяной промышленности объединения «Саратовнефть» составили уже три промысла: Песчано-Умётский, Соколовогорский и Елшанский. К концу сороковых годов XX века на месторождениях предприятия действовало 168 эксплуатационных нефтяных и газовых скважин.
Трудовой подвиг саратовских нефтяников, совершённый в сложнейших условиях послевоенной разрухи, создал предпосылки для развития Волго-Уральского нефтяного района, по праву названного современниками «Второй Баку».