Делегация опорного Алтайского государственного университета во главе с ректором Сергеем Валентиновичем Землюковым приняла участие во II Всероссийской конференции «Путь к успеху: стратегии поддержки одаренных детей и молодежи», организованной на базе образовательного центра «Сириус» в Сочи.
Конференция посвящена изучению эффективных механизмов выявления и сопровождения талантливой молодежи для укрепления позиций России в приоритетных областях развития науки и технологий, обсуждению кадровых перспектив и запросов приоритетных отраслей. Кроме того, в фокусе внимания участников находятся механизмы раннего включения в рынок научных разработок и развития высоких технологий для талантливой молодежи и выпускников центра «Сириус». В заключение будут подведены первые итоги создания региональных центров выявления и поддержки одаренной молодежи, создаваемых по модели центра «Сириус».
Делегацию Алтайского госуниверситета возглавил ректор Сергей Землюков. В состав делегации вошли первый проректор по учебной работе АлтГУ Евгений Шваков, начальник управления по рекрутингу абитуриентов Елена Гончарова, заместитель директора Международного института экономики, менеджмента и информационных систем Светлана Лепешкина. Представители Алтайского госуниверситета провели одну из площадок форума.
«АлтГУ совместно с образовательным центром "Сириус" разработал пять программ, четыре из которых – по филологии, математике, физике и химии – уже заработали. Пятая программа – по информатике – будет запущена в 2018 году. Мы ценим сотрудничество с "Сириусом" и будем развивать наши совместные программы и дальше!» – отметил ректор АлтГУ С.В. Землюков перед началом работы конференции.
Первая пленарная сессия «Новая ответственность. Одаренность. Общество. Большие вызовы» была посвящена актуальным вопросам организации работы с одаренными детьми. Модераторами встречи выступили член Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства Елена Шапочка и заместитель председателя Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, помощник Президента Российской Федерации Андрей Фурсенко. Приветствовала участников и гостей конференции руководитель образовательного фонда «Талант и успех» Елена Шмелева.
Основными проблемами этой работы были названы:
Разрывы в работе с одаренными детьми. Нет системы работы с одаренными детьми, в рамках которой сопровождение одаренных детей было бы постоянным. На уровне школьного образования организовать такую работу не представляется возможным, поэтому важное место в работе с одаренными детьми должно занять вузовское сообщество.
Несовершенство технологий работы с одаренными детьми. Экспертное сообщество сошлось во мнении, что в основе работы с одаренными детьми должен лежать проектный подход. На уровне как школьного, так и дополнительного образования детей необходимо использовать кейсы, предусматривающие решение конкретных практических задач. Важно формировать не знания, а проектное мышление, компетенции по инициированию, разработке и реализации проектов.
Необходимость формирования системы работы с одаренными детьми на региональном уровне. В настоящее время одаренные дети, окончившие школу, становятся студентами ограниченного количества вузов РФ (главным образом вузов г. Москвы). Важно обеспечить обучение, развитие и удержание одаренных детей в регионах.
Кроме того, были представлены зарубежные практики работы с одаренными детьми. В частности, был проиллюстрирован опыт работы с одаренными детьми Германии, Великобритании, США, Китая. Острая дискуссия завязалась по вопросу выявления одаренности. Традиционная технология тестирования и опросов с целью выявления одаренных детей имеет целый ряд недостатков.
Участники конференции большинством голосов сошлись во мнении, что необходимо повышать качество образования, при котором и одаренным детям было бы интересно обучаться. При этом в основе такого обучения должен лежать проектный подход.
В ходе работы конференции эксперты и ее участники, ознакомившись с опытом работы Алтайского государственного университета с одаренными школьниками, дали ему положительную оценку.