На федеральном уровне сегодня активно обсуждается проблема блокировки банковских счетов предпринимателей и внесение их в список отказников. Бизнес-омбудсмен Виктория Бессонова после поступления нескольких жалоб по этому поводу в аппарат Уполномоченного встретилась с заместителем управляющего отделением Чита Сибирского ГУ Центрального банка РФ Евгением Овечкиным.
В конце сентября уполномоченный при президенте Российской Федерации Борис Титов обратился в адрес председателя Центрального банка России Эльвиры Набиуллиной с предложением провести совместное с бизнесом совещание по вопросу блокировки счетов предпринимателей. В письме указано, что уполномоченному поступают многочисленные жалобы на действия кредитных организаций. Отказ в проведении банковских операций происходит, если у банка возникают подозрения, что операция осуществляется в целях отмывания доходов, полученных преступным путем. По некоторым данным с начала 2017 года таких операций было около 460 тысяч. Для предпринимателя прекращение обслуживания влечет за собой остановку работы. Однако Борис Титов отметил, что нет механизма, позволяющего эффективно исправлять ошибки банков при необоснованности их подозрений и привлекать их к ответственности за нанесенный клиентам ущерб.
Встреча руководителей Центробанка, Росфинмониторинга и уполномоченного с представителями банковского и бизнес-сообщества состоялась в октябре. И по ее итогам было принято решение проработать механизм реабилитации клиентов, чьи счета были заблокированы необоснованно. Кроме того, на совещании было решено проработать вопрос о минимально допустимой налоговой нагрузке. Сейчас предприниматели, чьи налоги составляют меньше 0,9% от выручки, автоматически оказываются в списке отказников. Однако такой подход совершенно не учитывает отраслевую специфику. Обсуждалось и отсутствие ответственности банков за необоснованные отказы в проведении операций.
И хотя в нашем крае проблема не приобрела такого масштаба, как в других регионах, Виктория Бессонова попросила представителей отделения Чита Центробанка России дать рекомендации для предпринимателей, как им не попасть в список отказников. «Пути решения этой проблемы сейчас прорабатываются на федеральном уровне, но это вопрос завтрашнего дня, а мы хотели бы обезопасить предпринимателей сегодня, подсказать им, как не попасть в эту неприятную ситуацию», – отметила бизнес-защитник.
Заместитель управляющего отделением Чита Евгений Овечкин дал бизнесу несколько рекомендаций. И прежде всего – соблюдать законодательство в своей деятельности. Предприниматель должен действовать в том правовом поле, которое очерчено его договором с банком. Каждый должен чувствовать свою ответственность перед деловыми партнерами и государством.
Второй важный момент – взаимодействовать с банком. Кредитные организации для исполнения требований Федерального закона № 115-ФЗ запрашивают у предпринимателей обоснование операции. В этом случае бизнесу нужно идти с банком на контакт и дать объяснения. Иначе банк, чтобы самому не оказаться замешанным в «серые» схемы, вынужден будет пойти на крайние меры и отказать в проведении операции. Проблема в том, что банк не всегда может достучаться до предпринимателя и получить доказательства его благонадежности.
Предпринимателям, даже если они уверены в правильности своих действий и в законности операций, нужно обратить особое внимание на эту рекомендацию. Потому что если клиент игнорирует запрос банка, он неминуемо попадает в список отказников, а вот выйти из него гораздо сложнее. При этом возможность исправиться и право на предупреждение, как при проверках надзорных органов, бизнесу не дается. Порядок один: подозрение в отмывании доходов – игнорирование запроса банка – отказ в обслуживании.
Способ выйти из списка отказников все же существует. Если предприниматель предоставит доказательства своей благонадежности, банк может обратиться в уполномоченный орган, и компанию исключат из списка. Другой вопрос, станет ли банк рисковать своей репутацией, поскольку в этом случае ответственность за операцию он возьмет на себя. Если же спор не разрешим, поставить в нем точку сможет только суд.
Жалоб от предпринимателей о том, что банк, не запросив никаких объяснений, молча заблокировал счет, в краевое отделение Центробанка не поступало. Нет и информации о случаях, когда банки отозвали блокировку.
На предложение Виктории Бессоновой, выделить для бизнеса канал связи с банковским сектором по решению этих вопросов, Евгений Овечкин ответил, что все вопросы каждому предпринимателю лучше всего обсуждать с обслуживающим его банком.
Еще один вопрос бизнес-защитника касался того, какие документы банк вправе требовать у бизнеса в качестве доказательств и есть ли граница вмешательства в хозяйственную деятельность. Представители Центробанка пояснили, что банки руководствуются своими внутренними документами, разработанными в соответствии с требованиями законодательства, а также методическими рекомендациями и письмами Банка России, ознакомиться с которыми можно на официальном сайте Банка России.
Очевидно, что в этих вопросах необходимо вести разъяснительную работу с предпринимателями. Евгений Овечкин пообещал рассмотреть предложение Виктории Бессоновой о совместном мероприятии для бизнеса, отметив, что сразу виден конструктивный подход уполномоченного к проблеме.